ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Бессилие бренда: рынок fashion-ритейла продолжает штормить


Роман СИДОРОВ, ИД «PROfashion», специально для «БК» | 10.06.2011 05:56:48

Современный покупатель больше не готов сорить деньгами. Он охотнее расстается с финансами в обмен на качественный сервис и внимательное отношение персонала, у него серьезно вырос ценовой ценз и снизились требования не только к качеству, но и к бренду вообще. Это, бесспорно, опасная тенденция для всего рынка готовой одежды.

Третьего июня в Москве завершил работу IV Международный бизнес-форум Fashion Retail Russia, ключевой темой которого стали успешные бизнес-модели в ритейле модной одежды на этапе восстановления и подъема рынка. Мнения участников – первых лиц ведущих зарубежных и отечественных игроков – относительно состояния рынка одежды в России разделились полярно в первый же день.

Весь прошлый год ключевые mass-market бренды изо всех сил стремились понять, что же происходит на российских рыночных просторах, и уловить тонкие перемены потребительских настроений. Те, кому это удавалось, были склонны утверждать, что период рецессии закончился и рынок стал расти, суля привлекательные перспективы. Другие компании более сдержанны в оценках и высказывают менее оптимистичные точки зрения, вплоть до негативных. Итак, что же происходило в течение 2010 года с крупными фигурами отечественного fashion-ритейла?

Кризис кончился?

По мнению директора по развитию компании Columbus IT Елены ДОРОГОВОЙ, рынок fashion-ритейла растет, и даже во время кризиса доля расходов средней российской семьи на одежду не сократилась, разве что люди перешли на другой сегмент. «Текущее состояние рынка можно оценить как средне-рискованное, он по-прежнему остается привлекательным для иностранных инвесторов», - констатировала Елена Дорогова.

Так ли это на самом деле?

«В 2009-2010 годах уровень продаж был стабильным, мы не наблюдали снижения, однако нам пришлось полностью остановить открытие новых магазинов в России, - сообщил директор по развитию в Северной Центральной и Восточной Европе компании Mango Анико КОСТЯЛ. - Вместе с тем, на период 2011-2012 годов мы строим масштабные планы, как по открытиям, так и по смене концепции и дизайна существующих точек продаж, чтобы продолжить укрепление позиций бренда и его узнаваемости. Для этой цели мы открыли представительство в России –  ранее все управление розничной сетью в вашей стране велось из головного офиса в Барселоне. В течение 2009-2010 годов мы видели, как изменялось поведение покупателя: теперь клиенты обращают особое внимание на стоимость товара и подходят к покупке рационально. Учитывая эту особенность, мы ввели в свои коллекции линию low-price, которой раньше не было. В целом, я могу сказать, что ситуация на рынке положительная».

Иллюзия роста

Если у ведущего европейского оператора ситуация в России позитивная, несмотря на экономические потрясения, то у российских ритейлеров дела идут не настолько успешно. Например, компания, открывшая более 480 точек продажи, под влиянием рецессии решилась на радикальный пересмотр концепции.

«Рынок растет очень медленно, и большую роль в этом процессе играет ценовой фактор – покупатели стали чрезвычайно чувствительны к изменению цены, - считает директор креативного центра компании SELA Андрей БУРМАТИКОВ. - В этой ситуации преуспеют лишь те, у кого более сильный бренд, компании, у которых выработан комплекс эмоциональных элементов, воздействующих на потребительское поведение: это и продукт, и оформление магазина, и техника сервиса. Сейчас мы разрабатываем новый концепт, основанный на поведении современного потребителя».

Болевой порог

О том, что покупатель становится менее притязательным к качеству продукции, и непростой ситуации в ритейле готовой одежды, говорит генеральный директор группы компаний «Парижанка» Анатолий ВАСИЛЬЕВ. «Рынок не растет! И связано это с отсутствием факторов, которые бы положительно повлияли на покупательную способность населения, - уверен эксперт - Я наблюдаю лишь, что растут издержки и затраты. И если доходы россиян увеличиваются на 1,5-2%, то те же услуги ЖКХ – на 20-30%. Поэтому если взять реальное, а не декларируемое положение, то рынок fashion-ритейла «растет» только у некоторых компаний с отработанной схемой бизнес-процессов. На примере нашей компании могу сказать, что в 2009-2010 годах розничные продажи в фирменных магазинах упали на 10-15%, в то же время объемы реализации в супер- и гипермаркетах выросли на 600%. Этот факт никак не подтверждает роста рынка готовой одежды, и говорить о восстановлении спроса до уровня 2007 года нельзя. Также я наблюдаю процесс обезличивания потребителя – из-за возросшего «болевого порога по цене» люди стали менее щепетильны в выборе качества бренда».

Прожиточный минимум

С другой стороны, опыт сети магазинов итальянской моды SO*DA показывает, что российский потребитель, может, и непритязателен к качеству, зато падок на трендовость представляемых в рознице вещей, особенно если они доступны по цене.

«О каком росте рынка fashion-ритейла можно говорить, а особенно о цене и качестве, если у 90% населения России денег хватает только на еду? -  недоумевает руководитель московского офиса компании SO*DA Игорь КИРСАНОВ. – На примере нашей сети, где средний чек составляет 1200 рублей, могу сказать, что даже при таком уровне стоимости развивать бизнес здесь очень сложно. Второй фактор, на который хочется обратить внимание, – это то, что в стране нет в принципе ни понятия моды, ни модной индустрии. Начиная работать на отечественном рынке, мы решили строить магазины клубного формата с определенной, «клубной атмосферой». То есть человек к нам приходит не только что-то купить, но и узнать нечто новое о модных тенденциях, истории стиля и так далее. Эффективность выбранной нами стратегии подтверждается 500% рентабельностью коллекций. Это же указывает на то, что российский потребитель неравнодушен к трендам современной моды и к брендам, работающим по системе fast-fashion».

Очевидно, что у ведущих игроков российского ритейла в сравнении с прошлым годом (подробнее – БК от 17 июня 2010 года) оптимизма стало меньше. Затянувшийся процесс восстановления рынка вынуждает компании пересматривать форматы и концепции работы, жестко структурировать бизнес-процессы и максимально оптимизировать издержки, прикладывая значительные усилия для укрепления позиций бренда.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5