Роман СИДОРОВ | 13.09.2009 10:00:02
На фоне мировой стагнации финансовые отчеты европейских лидеров электронной коммерции сегодня констатируют заоблачные прибыли — в некоторых случаях до 300%, развиваются виртуальные бутики и салоны. Архангельские компании тоже стали открывать интернет-магазины, совершенствовать старые. Есть ли перспективы у подобного бизнеса в небольших городах? Какие трудности нужно преодолеть тем, кто начинает продавать товары и услуги в Интернете?
По данным портала Arhnet.info, в архангельском сегменте Интернета числится около 720 сайтов. Из них менее 1,5% приходится на виртуальные магазины, в которых можно купить книги, бытовую технику, электронику (www.pokupki29.ru, www.alfashop.ru), детские игрушки (www.mamanadivane.ru и www.chudo-chado.net), лекарственные препараты (www.lekarnya.ru), строительные материалы (www.gvozd29.ru), книги (www.arhmedia.ru), шины и автозапчасти (www.nord-tyres.ru). Причем каждая группа товаров представлена чаще всего единственным продавцом, что сулит неплохие перспективы для развития.
«Когда мы открывали Alfashop.ru, то думали, что больше будут востребованы холодильники, стиральные машины, но оказалось, что люди наравне с «белой техникой» покупают, например, блендер за 700 рублей, платят за доставку 200, и все равно это оказывается дешевле, чем в обычном магазине, - рассказывает маркетолог холдинга «Альфа» Мария ХАРЛАМОВА. – Причем если в первые месяцы работы совершалось 2-3 покупки в день, то сейчас 20-25, а за год услугами нашего магазина воспользовалось более 2500 человек. Большую роль в этом сыграла рекламная кампания – размещение информации на биллбордах и адресная рассылка листовок — мы сделали газету тиражом 100 тысяч экземпляров, в которой попытались предельно доступно объяснить, почему в Интернете покупать выгоднее. Помимо того, мы планируем размещать информацию, баннеры и модули на местных сайтах и в социальных сетях».
Другую стратегию продвижения – активную виртуальную кампанию - уже применяет динамично развивающийся книжный интернет-магазин Arhmedia.ru.
«Пока мы используем только рекламу в Сети: платные баннеры на различных известных ресурсах, возможности социальных сетей, ну и, естественно, «сарафанное радио», — говорит один из соучредителей компании «Архмедиа» Алексей ИЖМЯКОВ. — Сейчас на нашем сайте зарегистрировано около 1000 человек, а с началом кризиса интерес покупателей к этому проекту возрос – ежедневно у нас совершается около 50 покупок».
Очевидно, что оба варианта раскрутки портала способны оказать немалую помощь создателям, однако, по мнению руководителя архангельской компании Been Technology Company Ильи ГАРАХА, лучше сочетать off-line и on-line компании: «Раскрутить сайт по региону намного проще, чем по России или миру. Зачастую грамотно составленные тексты и другие важные для оптимизации элементы позволяют вывести портал в ТОП по нужному запросу. Плюс для такого небольшого города, как Архангельск, я б задумался над оффлайн рекламой (флаеры, визитки, наружная реклама и т.д.) — при продуманной реализации это может быть эффективнее».
Если первая стратегия требует серьезных финансовых вложений, то вторая – интеллектуальных и временных ресурсов. Применять сразу и виртуальное, и «реальное» продвижение могут только крупные игроки с солидным капиталом – например alfashop.ru. В то время как подавляющее большинство электронных магазинов создается энтузиастами, которые не всегда могут позволить себе платную рекламу или услуги сторонних специалистов.
Вынужденная эволюция
По результатам голосования на сайте alfashop.ru, в котором приняло участие 290 респондентов, самой частой причиной ухода из e-шопа без покупки явилось низкое качество контента – о недостаточности описаний, технических характеристик, фотографий и иллюстраций сообщило 36,9% опрошенных. А ведь это – всего лишь атрибуты интернет-магазинов первого поколения. С той поры прошло много времени, и система виртуальной коммерции претерпела серьезные изменения, особенно за последний, кризисный год.
Крупное маркетинговое агентство Forrester Research Inc. в недавнем отчете отметило, что механизмы работы с аудиторией заметно изменились. Если раньше усилия компаний были направлены на расширение клиентской базы, то теперь главная задача менеджеров – удержать покупателей и сохранить объемы продаж. Для этого активно развивается система персональных поощрений, рассылка сегментированных предложений по e-mail и вовлечение покупателя в деятельность форумов, блогов, опросов.
«Это очень перспективное направление, которое повышает вовлеченность покупателя в маркетинговый процесс и позволяет увеличить количество просматриваемых товаров, формировать положительные мотивы их приобретения, а значит, и увеличить объемы сбыта», – считает старший аналитик компании Forrester Research Inc. Сучарита МУЛЬПУРУ.
Помимо подробнейших фотографий и описаний, многие магазины стали дополнять каждый товар видеороликами с демонстрацией работы техники, pdf-версиями инструкций по эксплуатации и прочими материалами — оказалось, что утолять информационный голод клиентов, публикуя статьи, новости и обзоры тенденций, новинок очень выгодно.
Для этого некоторые владельцы электронных бутиков приглашают журналистов, фотографов, экспертов-кон-сультатов и даже известных людей.
Необжитые территории
Впрочем, для того чтобы развитие шло по этим сценариям, необходима номинальная конкуренция – количественное наполнение рынка виртуальной торговли и формирование такого облика существующих порталов, чтобы сайт не выглядел безликим списком товаров. Кстати, во многом эволюция архангельских торговых порталов зависит и от самих жителей, а точнее, от того, насколько быстро они освоят этот тип шопинга.
«Чем большее количество людей осознает, что интернет-магазины удобнее обычных, тем стремительнее мы будем развиваться. Мы не планируем остановиться лишь на книгах, намерены продавать DVD, сувениры и так далее, - говорит соучредитель компании «Архмедиа» Алексей Ижмяков. – Кроме того, мы собираемся вводить систему рассылок по электронной почте с информацией об акциях и новинках – для нас это один из методов совершенствования сервиса, что сейчас очень важно».
В целом, этот тип экономических отношений выгоден всем. Клиенты берегут время, нервы и деньги – заказ можно оформить везде, где есть Интернет, не нужно толкаться в очередях и тратиться на дороги, а владельцы таких сайтов получают высокий спрос за счет привлекательных цен, так как они освобождены от дорогой аренды, трат на персонал и прочих расходов.
Единственное, что требуется от виртуального коммерсанта – это запас времени, терпения и некоторые ресурсы, чтобы создать привлекательный портал. Как показывает местная практика, такие инвестиции быстро приносят дивиденды.
«В плане ежемесячных переменных расходов наш проект Arhmedia.ru вышел в точку безубыточности в первые месяцы после запуска, - сообщает Алексей Ижмяков. – А вложенные средства полностью окупились в течение года».