ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Как архангельские СМИ живут в Интернете?


Роман СИДОРОВ | 25.07.2009 12:00:00

Все больший вес набирают электронные версии средств массовой информации – информационные агентства, блоги и сайты разнообразной тематики. За последний год даже такие крупные издатели, как Conde Nast International и Wall Street Journal, сместили ключевые акценты в сторону Всемирной паутины. Такое решение более чем логично – значительно сокращаются расходы на печать, верстку, доставку, что особенно актуально, когда ключевые партнеры урезали рекламные бюджеты.

Редакции местных изданий к общемировой тенденции подключились довольно давно — первая электронная версия появилась в феврале 2000 года у областной газеты «Правда Севера», а в июне того же года и «Вечерний Северодвинск» запустил свой полноценный сайт.

На сегодняшний день в Сети можно найти около 20 порталов, принадлежащих редакциям информагентств, газетам, журналам, которые выходят в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске. Однако создается впечатление, что они делались по одному образу и больше являются редакционным аппендиксом, нежели самостоятельной площадкой, популярной у пользователей Сети, а следовательно — привлекательной для рекламодателей.

Такие сайты ничего, кроме дополнительных расходов и трудозатрат, редакциям не приносят и выполняют скорее имиджевую функцию – мол, мы не из глухой деревни, у нас даже сайт имеется! Можно ли превратить зачастую совершенно нечитаемый портал в эффективный инструмент продвижения издания? Оказывается, можно. Дело лишь в оптимизации контента (содержимого сайта).

«Эффективность сайта зависит от того, насколько успешно он выполняет свою функцию. Например, для новостного портала, ориентированного на широкую публику, критерием эффективности будет ежедневное количество уникальных посетителей, а для интернет-магазина – объем продаж, — говорит руководитель Архангельской компании, которая специализируется в области проектирования и программирования баз данных и сетевых приложений, Been Technology Company Илья ГАРАХ. — Например, сайт виртуального бутика может быть шедевром с точки зрения дизайна, но если он не продает, — его эффективность равна нулю. Общим критерием для всех сайтов можно считать удобство навигации и органичность в предоставлении информации, простоту поиска необходимых материалов».

Поисковые метки

В плане удобства навигации большинство из рассмотренных нами ресурсов отличаются завидным единообразием: широкая колонка с новостями и две по краям с дополнительными ссылками. Различаются лишь цветовая гамма и отдельные детали оформления. Впрочем, такой подход не лишен рационального зерна.

«Пользователь уже привык к подобным вариантам оформления, а значит, ему проще ориентироваться на странице, - поясняет Илья Гарах. — Чтобы изобретать новые формы, нужны специалисты и, следовательно, деньги. Поэтому многим проще создать шаблонный проект: и затрат немного, и большинству посетителей нет особого дела до дизайна. Им важнее содержание и удобство поиска необходимой информации».

Задача удобного поиска, судя по архитектуре проанализированных сайтов, решена недостаточно полно. У большинства отсутствует элементарный поиск по страницам и абсолютно никто не использует механизм тегов, то есть не присваивает каждому опубликованному тексту, изображению, аудио- или видеоклипу ключевых слов, по которым заинтересованный читатель всегда может поднять предыдущие публикации на схожую тему.

Единственный сайт, где есть «следовые количества» тегов, это «Архангельские новости», региональный проект ИА REGNUM (www.arnews.ru).

Помимо тегов, в нашем регионе почему-то непопулярна технология перекрестных ссылок, когда в конце опубликованного материала помещаются сноски на аналогичные статьи либо они делаются прямо в тексте.

Опять-таки, такой подход реализует лишь портал arnews и сайт газеты «Северный рабочий». Эти, казалось бы, несложные меры заметно облегчают навигацию и многократно повышают глубину просмотра вложений, а значит, такой проект более привлекателен для потенциальных рекламодателей.

Нужно отметить, что у архангельских интернет-сайтов очень страдает структура. Посетителю не всегда легко ориентироваться на web-страницах, и даже карта сайта не всегда дает возможность найти нужный раздел...

Информационный оптимум

Впрочем, помимо удобства навигации, технология ключевых слов — эффективный инструмент оптимизации контента. Зачем, собственно, она нужна, если сайт прекрасно работает и без нее?

«Оптимизация подразумевает под собой редактирование информации таким образом, чтобы поисковые системы типа Яндекса, Рамблера или Google при индексации страниц присваивали им более высокий рейтинг, — поясняет Илья Гарах. — Чем выше рейтинг, тем выше сайт в списке результатов поиска по тому или иному запросу, а значит, тем больше его посещаемость, что очень важно для информационных порталов».

Вкупе с on-line и off-line рекламной кампанией, такой метод является наиболее точным для привлечения целевой аудитории.

Впрочем, есть и другие приемы. Например, участие в баннерообменных сетях, что эффективно блокируется современными антивирусами. Посещаемость также можно увеличить с помощью ложных ссылок, например, когда человек видит «Голые тут!», нажимает и попадает на один из местных сайтов, но этот способ не может обеспечить постоянной посещаемости и эффективен только на ранних этапах раскрутки.

В процессе индексации сайта та или иная поисковая система присваивает ему тематический индекс цитирования (тИЦ у Яндекс.ру) или PR-индекс (Page Rank) для Google. По величине этих показателей можно судить об эффективности того или иного портала, потому что от них напрямую зависит посещаемость.

Чем выше тИЦ сайта и меньшее время прошло после регистрации домена, тем эффективнее редакция использует алгоритмы оптимизации. В свете беспристрастного и объективного зеркала тИЦ самыми оптимизированными порталами, а значит и посещаемыми, являются сайты информационного агентства «Двина-Информ», газеты «Правда Севера» (у которого еще и самый высокий PR– 5) и ИА «Руснорд». Впрочем, солидные по региональным меркам значения можно списать на большой «стаж» - с момента времени регистрации домена во всех трех случаях прошло более четырех лет.

Интернет-перестройка

Ключевой бедой большинства местных порталов является их архаичность – использование технологий web 1.0 – громоздкий неоптимизированный текст, набранный мелким кеглем, и небольшие фото.

Поэтому более современные ресурсы, например news29 и caf-29, несмотря на недавнее появление, демонстрируют более позитивные результаты. Во многом этому способствует внедрение интерактивных технологий, использование мультимедиа и более современной, эргономичной для восприятия сетки. Однако даже они далеки от последних тенденций.

Например, согласно недавнему отчету TNS Gallup Media, наибольшей популярностью пользуются сайты, где на каждые 500 знаков предельно емкого текста без лишних метафор и эпитетов приходится по одному крупному качественному снимку или аудио/видео-flash-ролику. Этому требованию в Архангельской области пока не отвечает ни один из сайтов.

Если же говорить более масштабно, то вскоре даже существующим информационным агентствам придется пересмотреть формат работы в сторону строгой специализации, например только на новостях культуры или спорта.

Есть мнение

Ирина СИНЮКОВА, шеф-редактор северной редакции ИА REGNUM:

- Ценность местных интернет-сайтов заключается не только в их новостной наполненности, но и в том, чем они могут помочь жителям региона.

Информационные сайты потребительского характера пользуются гораздо большей популярностью, нежели новостные.

У нас есть ресурсы, потенциал которых совершенно не раскрыт. Так, популярнейшая газета бесплатных объявлений «Губерния» имеет интернет-аналог, но он весьма несовершенен. Если бы редакция газеты приложила усилия к постоянному обновлению данных на своем сайте – объявлений, прежде всего, - то посещаемость интернет-версии газеты выросла бы в десятки раз. В перспективе это могло бы привести к полному ее переходу в интернет-пространство.

Создание сайта для газеты-еженедельника – хороший способ привлечь аудиторию, интересующуюся ежедневными новостями, а также сэкономить место в газете. Еженедельные газеты читают не ради новостной колонки, поэтому у владельцев изданий появляются новые возможности для размещения рекламы, например. В то же время редакция не перестает публиковать собственные новости и остается на общей волне.

Мне кажется, что так же, как и интернет-версиям газет, местным новостным сайтам не стоит гнаться за количеством публикуемых фотографий.

Во-первых, для этого нужна постоянно обновляемая фотобаза, а это лишняя статья расходов. Во-вторых, не все тексты требуют изображения. Излишне к новостям о финансах прицеплять фотографии денег!

В-третьих, погоня информационных сайтов за фотонасыщенностью заканчивается поточным использованием одинаковых снимков, слабо связанных с содержанием текста.

Назначение информационных ресурсов в том, чтобы давать информацию, а не картинки. Исключения редки, а потому вполне допустимы. К тому же не стоит забывать, что широкие каналы связи есть лишь в региональных центрах. Аудитория из районов области обычно сидит на простых телефонных модемах, поэтому нужно учитывать и ее ограниченные возможности.

Уверена, что в региональном Интернете будущее за ресурсами, которые будут объединять и новостную ленту, и афишу, и контакты дэнс-клубов, и ресторанов, и местных интернет-магазинов, и доступ к справочной информации, и карту города...

Артем ШИЛОВ, главный редактор международного портала TrendyMen:

- На данный момент развитие Рунета достигло таких высот, когда информация, даже если она подана правильно и структурированно, зачастую «захлебывается» в беспрерывном потоке разнообразных инсайдов. Уже сейчас мы можем наблюдать некую «свалку», в которую неподкованный пользователь часто пугается лезть, а уж выуживать оттуда крупицы нужного и полезного контента вообще не способен.

По моему мнению, развитие информационных порталов будет строиться по степени «заинтересованности» аудитории, на которую рассчитан информационный портал. Узкоспециализированные сайты и порталы информагентств – вот будущее подачи новостного контента в Сети.

Александр ГРЕВЦОВ, журналист, автор блога «Архангельск Александра Гревцова» http://www.alexander.grevtsov.ru:

– Информационное интернет-пространство Архангельской области в последнее время активно наполняется различного рода социально-политическими сайтами, блогами, хотя ещё недавно таковых были единицы. Тогда основу составляли ЖЖ-дневники.

По моему убеждению, сегодня Интернет заполняет информационный вакуум, возникший из-за практически полной подконтрольности издаваемых печатных и электронных средств массовой информации в регионе. В «признанных» СМИ (за очень редким исключением) мы не видим ничего, кроме «конструктивной критики властей», а если быть точнее – кроме щедро проплаченного «топорного пиара». Это раздражает всё большее число людей, и газеты теряют читателей.

Сейчас Интернет является, пожалуй, единственным источником неофициальной информации. И пока его роль в информировании населения будет возрастать по мере доступности самого Интернета. Так что тем, кто ещё не знаком с архангельским Интернетом, могу посоветовать лишь одно: ловите глотки свободы на просторах Всемирной паутины.


Топ сайтов архангельских СМИ по значению тИЦ (на 27 августа 2009 года)

1. Информационное агентство «Двина-Информ» - www.dvinainform.ru – 1500

2. Газета «Правда Севера» - www.pravdasevera.ru – 700

3. Информационное агентство «RUSNORD» - www.rusnord.ru – 650

4. Издательство «Северная неделя» - www.vdvsn.ru – 425 (PR=3)

5. Фонд общественных инициатив «Перспектива» - www.arhperspectiva.ru - 425 (PR=0)

6. ИА «Архангельские новости» (REGNUM) - www.arnews.ru - 425 (PR=0)

7. Газета «Северный рабочий» - www.nworker.ru – 200

8. Газета «Бизнес-класс Архангельск» - www.bclass.ru – 150

9. Информационный портал «Архангельск-инфо» - www.arh-info.ru – 100

10. Газета «Губерния» - www.gubernia.ru – 70

11. Новости Архангельска - www.news29.ru – 50

12. Самый вкусный сайт Северодвинска - www.cafe29.ru – 30 (PR=3)

13. Поморский центр публичной политики – www.pomorcpp.org – 30 (PR=3)

14. Газета «Лесные новости» - www.lesnov.ru – 20

15. Газета «PRопаганда» - www.pr29.ru - 10 (PR=0)

16. «Беломорские новости» - www.belomornews.ru – 10 (PR=0)

17. «Защита прав граждан» - www.zpg29.ru – 0

* Сведения предоставлены компанией SEOlib. В случае одинаковых значений тИЦ при распределении мест в рейтинге учитывался pagerank для Google, а при равных тИЦ и PR приоритет отдавался домену, который был зарегистрирован позже.

 





Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5