ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Если у вас нет соб@ки


Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 28.01.2011 06:15:36

Когда появилось телевидение, дикторы сидели с бумажкой и читали с экрана текст. Тогда простая картинка со звуком переворачивала сознание. Примерно то же самое сейчас происходит с Интернетом - СМИ еще не осознают, какие возможности им дает Всемирная паутина, и пока еще не понимают, как можно там зарабатывать.

Эксперты в сфере массмедиа уже давно пришли к выводу: главная ошибка издателей, которую они допустили на заре Интернета, заключалась в гонке за посетителями. СМИ стали выкладывать свой контент «безвозмездно, то есть даром». Теперь бесплатный процесс остановить невозможно. Информация лезет из всех щелей, только успевай разгребать.
На фоне падения тиражей из-за проблем с дистрибьюцией, бессмысленностью соревнования с оперативным и мультимедийным инетом издатели спешно пытаются вывести формулу «контент - Интернет - деньги». Между тем потерю былой значимости печатных изданий в России, по данным разных мировых исследований, прогнозируют уже к 2025-2030 году. Думается, для провинциальной прессы это очень оптимистичный срок. Поищите сайты местных районок — много увидите? Добавим к этому желание власти доносить то, что необходимо, естественно, за бюджетные деньги, и к 2030 году можно смело «накинуть» еще как минимум лет десять. А то и больше, если учесть, что у нас на Крайнем Севере еще остались места, где люди по вечерам сидят со свечками и об Интернете знают примерно столько же, как в Китае, где виртуальные собачки изолированы от внешнего мира. 

На огромной территории России вообще все развивается по своему уникальному сценарию. Еще год назад в Архангельском областном Собрании депутатов обсуждали, как плохо, что главы некоторых муниципалитетов не имеют возможности даже отправить письмо по электронной почте. Особенно комично это на фоне реакции иностранцев, которые, когда видят не в такой уж и глухой провинции факс, делают большие глаза и удивляются, как мы еще можем использовать это чудо мирового прогресса. Для них это примерно то же самое, как для нас сейчас пейджер.

Узнать нечто большее о новых технологиях Интернета представителям российских СМИ довелось на учебном семинаре в Швеции, в Медиаинституте Fojo, который расположен в небольшом городе Kalmar. Поездка была организована Альянсом независимых региональных издателей (АНРИ) при финансовой поддержке Sida.
Надо сказать, что у шведов есть чему поучиться.  Так, доходы от электронной версии крупнейшей газеты Швеции Aftonbladet уже давно превышают заработки ее печатного брата. На сайт www.aftonbladet.se заходит около 2,5 млн посетителей в день, при том что население страны насчитывает 9 млн. Это своего рода мировой рекорд, по мнению эксперта в области онлайн-СМИ Матса Викмана. Зрелище, отмечу, сайт предлагает душераздирающее. У нас такую верстку называют не иначе как «вырви глаз». На читателя агрессивно обрушивается информационный поток, из которого не так легко выплыть. Хотя дело привычки, наверное...

Революцию готовит шведская газета Barometern. Весной редакция планирует ввести платный доступ к своим уникальным статьям. Руководит техническим подразделением компании Питер Сигфридссон. По его словам, газета выходит тиражом 43 тысячи экземпляров, но он ежегодно падает. Аудитория сайта, напротив, растет пропорционально снижению бумажного тиража. Сейчас www.barometern.se посещают около 65 тысяч человек в день.
После введения платного доступа в Barometern ожидают резкого сокращения трафика, но редакция идет на это сознательно. Все усилия брошены на продвижение газеты в Сети, особенно среди подписчиков, которые рано или поздно уйдут в Интернет.

Шведские коллеги считают, что брать деньги с посетителей возможно при наличии двух условий: если сайт предлагает уникальный качественный контент и если пользователь способен за него платить, причем простым способом (банковская карта, смс-сервис).
Кстати, на днях попался в руки спецвыпуск журнала «Эксперт» (№30-31, 2010 г.). Там есть любопытнейшее интервью гуру Интернета в Германии, директора Deutsches Digital Institut Berlin, профессора Йо Грёбеля. Так вот, он убежден, что в ближайшее время издатели придут к тому, чтобы разработать единую систему простых микроплатежей, позволяющих оплачивать доступ к текстам. «Если бы такая система платежей, универсальная для всего мира, позволяющая за два, три, пять центов покупать доступ к оригинальной статье, была создана, ею пользовались бы все, потому что такой платеж ни для кого не является неподъемным».
Посмотрим, как сложится опыт шведской Barometern. Не она первая пытается монетизировать свой электронный ресурс. Положительный опыт уже есть у Wall Street Journal и Financial Times. Российской региональной прессе пока что остается наблюдать за этим процессом и делать соответствующие выводы...

Любопытно, что наша делегация как-то стороной обошла, на мой взгляд, главный вопрос — а как все же зарабатывать с помощью сайта? По крайней мере, открытых дискуссий на этот счет не велось. И это тоже своего рода показатель. Слишком силен стереотип, что доходы от электронных СМИ в Интернете смешные. Пока вездесущий Яндекс не дает ответа на этот вопрос, мы будем ждать и верить в чудо.
Виртуальное пространство многих пугает. Пугает потому, что прежние бизнес-модели там не работают. Страх перед неизвестностью и некомпетентность рождают иллюзии, что «мы еще пока так продержимся, а дальше посмотрим».
Кто-то кивает на Запад, мол у них там свое развитие, а до нас пока новые технологии «докачают», мы еще ни один миллиард — другой успеем срубить. Вот и сегодня на заседании АНРИ в Москве от кого-то такая мысль прозвучала. Однако как раз в России потребность в Интернете, на мой взгляд, куда выше, чем за кордоном. Потому что пропасть между реальностью и тем, что дают нам традиционные СМИ, колоссальная. За правдой тянутся к мышке.
«Только четверть муниципальных изданий имеют собственные сайты, да и те никак не связаны с социальными сетями», - продолжается диалог в АНРИ. Думаю, чтобы понять, почему, не нужно проводить никаких исследований — финансируемым газетам не выгодно идти в Интернет. Там — свобода, а в газете — цензура, пусть и неофициальная. Местные медиа зомбированы концепцией «единых информационных пространств» и до жути боятся виртуальных собачек: того и гляди, загрызут. Разве власть платит за то, чтобы газета писала правильную статью, а потом выкладывала ее в инете? Чтобы ее пропустили через свои твиты местные жители?! Это абсурдно. Замкнутый круг: хочешь зарабатывать — откажись от финансирования. Выбираешь покой — молчи и забудь про технологии Интернета, готовься к похоронам. Не потому ли даже если у местной газеты есть собственный сайт, он, как правило, без гостевой книги и без возможности комментирования статей? Все логично. Может кому-то и не нравится слово «убивать», но именно в таких ситуациях Интернет только ускорит смерть печатного слова.

Шведская формула успеха применима только к бизнес-моделям. Интернет открыл новые ВОЗМОЖНОСТИ. Главное - правильно их использовать, чтобы рвать вперед, а не топтаться на месте.
Но ошибочно полагать, что только одной газетой можно привлечь посетителей на сайт. Сайты газет как некие «представительства» в Интернете — тренд прошлого века. Зеркальность никому не нужна. Иначе мы будем похожи на тех же дикторов, которые когда-то с выражением читали новости на экране.
Оперативность, мультимедийность, интерактивность — вот что отличает электронный листок от печатного. В этом смысле правильно сделанный сайт должен давать людям возможность как можно активнее участвовать в обсуждениях, а редакции узнавать — что на самом деле интересно аудитории, подстраиваться под нее, скурпулезно изучать потребности.
А потом полученный уникальный контент нужно продвинуть. Если, опять же, есть среди кого. Если свечи ваши читатели покупают реже, чем газету.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5