Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Илья ЛЕОНЮК | 23.03.2012 02:19:02
Росавтодор основательно взялся за перестройку своих объектов в окрестностях Вельска — самой крупной «перевалочной базы» трассы Москва — Архангельск у границы Архангельской и Вологодской областей. На строительство объездной дороги в обход города, с двумя путепроводами и новым мостом через реку Вель направляется 4,3 млрд рублей. Масштабы проекта оценить легко: бюджет нашего Архвтодора на 2012 год примерно в два раза меньше, и это на все областные дороги.
Экскурсия на место строительства для СМИ получилась любопытной. Если считать в направлении от Архангельска к Москве, поворот на новую объездную будет за шесть километров до Вельска. Сейчас там кругом сугробы, «сопки» песка и щебня — одним словом, типичный пейзаж незавершенной стройки. Однако по центру новой дороги мы без особых проблем проехали на обычной легковушке. Как пояснили дорожники, земляное полотно, невидимое под снегом, уже сделано, асфальт тоже частично положен. Местные грунты не доставляют особых хлопот.
Ширина дороги такая, что мы было решили, что полос предполагается четыре. Ан нет, две - считается, что этого вполне достаточно, чтобы частично разгрузить Вельск, пропускающий до 15 тысяч машин в сутки. К осени объездная должна быть готова, причем в рекордные сроки — в 2012 году вместо намеченного 2014-го. Благо, федеральные средства позволяют.
Другой вопрос — нужно ли это городу? Стоит проехать по двум-трем центральным улицам, чтобы лишний убедиться: пол-Вельска работает на трассу, а местный малый бизнес вообще только ею и живет. Кругом автомойки и сервисы, отделы запчастей, кафе и продуктовые магазины, густо расставленные по привычному для проезжающих маршруту.
С точки зрения «транзитных гостей» Вельска, тоже все неплохо: на много километров и до, и после городка — одни сельмаги и похожие на них точки общепита. А случись что с машиной, где, как не в Вельске, на этом участке трассы можно рассчитывать на нормальный ремонт и выбор запчастей? Не было бы еще пробки у железнодорожных путей на выезде из города, где в часы пик рискуешь простоять и час, и два... Так может нет необходимости строить такую дорогую объездную, которая к тому же и путь никак не сокращает? Ведь есть на М8 и более проблемные участки, куда есть смысл вложить деньги.
Представители управления автомагистрали Москва — Архангельск федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Холмогоры») рассуждают иначе.
«Во-первых, обход Вельска не единственный объект в этом районе, где в последние годы велись работы. То, что называли «вельским серпантином» на подходе к городу, - один из самых аварийных участков М8 (в свое время трасса строилась по старому губернскому тракту, а тот, как поется в известной песне был «семь загибов на версту» - Прим. ред.). Мы консультировались с ГИБДД — статистика смертности в ДТП здесь всегда была очень высока. Серпантин начали «выпрямлять» еще в середине 90-х, но тогда возникли проблемы с финансированием. Сейчас эти работы мы завершили», - рассказал главный инженер ФКУ Упрдор «Холмогоры» Павел РУЧЬЁВ.
Разговоры о необходимости строительства объездной дороги в обход Вельска шли не один десяток лет. Большегрузный транспорт вообще не должен проезжать потоком по городам — такова политика Росавтодора во всех регионах. Один из главных аргументов — та же безопасность.
Кроме того, «авто-тяжеловесы» разбивают покрытие улиц, повергая дорожное ведомство в расходы, которые, по логике вещей, должен нести муниципалитет. Так оно и планируется в будущем. Поскольку фуры и лесовозы пойдут в обход города (за этим с помощью полного набора контролирующей автоматики будут следить сотрудники транспортной инспекции), да и многие водители легковушек, наверное, предпочтут за счет объездной экономить время, нагрузка на дороги в черте Вельска упадет. Расходы на их содержание сократятся, но лягут уже на плечи города и (или) области, ведь статус федерального этот участок, понятно, потеряет - частью М8 станет новенький объезд.
«Здесь стоит добавить, что мы не оставим Вельску «коллекцию выбоин»: перед передачей дорог в черте райцентра из федеральной собственности они будут приведены в надлежащий вид. На эти цели также направляются значительные средства», - добавляет Павел Ручьев.
Что касается местного бизнеса, связанного с обслуживанием транспорта и проезжающих, его потери, по оценкам Упрдора, критичными не станут. Вельск — действительно единственная точка на трассе на многие десятки километров, где есть все, что может потребоваться в дороге, а значит водители в город, пусть и не в таком количестве, заезжать все равно будут.
Кроме того, некоторые компании уже начали резервировать себе выгодные места вдоль новой объездной. Это касается прежде всего нефтетрейдеров, планирующих открыть там свои АЗС, но подтягиваются и сервисы, и розница с общепитом. Так что с инфраструктурой на этом участке трассы (22 км) все должно быть в порядке.
Главная «фишка» поездки — возможность посмотреть, как люди двигают мосты. Главный инженер вологодской компании «Строймост» (субподрядчика) Андрей ВАЛДАЕВ объяснил суть необычной технологии. Пролеты нового моста через Вель собираются на одном берегу, а потом постепенно, с помощью специальных приспособлений, выдвигаются в сторону противоположного. ...Пара минут, и махина весом в 300 тонн «проплывает» еще один метр на рекой. А там готовятся принимать, и все рассчитано до миллиметра...
На установку опор моста ушло больше года: из-за «зыбучих песков» на дне Вели глубина скважин под сваи составляет 17 метров.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павел РУЧЬЕВ, главный инженер ФКУ Упрдор «Холмогоры»:
- Если уж мы «зашли» в Архангельскую область с техникой, с подрядными организациями, то не для того, чтобы сделать какой-то один объект. В частности, в графике на 2011-2012 годы - проектно-изыскательные работы по реконструкции большого участка М8 от поселка Дорожников до железнодорожного моста в Архангельске, включая проблемную развязку трассы с Северодвинским шоссе.
Кстати, сегодня на территории Архангельской области состояние подведомственной нам федеральной дороги не хуже, чем в Ярославской и значительно лучше, чем в Вологодской: основные деньги на М8 сейчас идут в ваш регион.