ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 13:39

Торговые центры: федералы нас не задавят!


Татьяна ПОТАПОВА | 30.10.2013 10:29:55

В Архангельске огромное количество торговых центров, на подходе еще несколько мегапроектов. Так, на Троицком проспекте возводят ТК «Золотая Миля» площадью 31 тыс кв.м; на Воскресенской - «Титан-арену» площадью 60 тыс кв.м; на пр. Бадигина, 19, появится ТЦ «РИО» (55 тыс кв.м); новый магазин на Советской спроектирован на 43,5 тыс кв. м. О том, как после открытия новых комплексов перераспределится рынок аренды торговых площадей, рассуждает ген. директор Торгового дома «Север» Андрей ЧАНЧИКОВ (ТЦ «Детский мир»,  «Александр», «Кронштадт», к/т «Русь» и др.).

- Андрей Борисович, торговых центров в Архангельске действительно огромное количество. Не достигли ли мы уже той самой точки пресыщения, когда предложение  выше спроса?

- Это взгляд горожанина, но с точки зрения бизнеса перенасыщения торговыми площадями в Архангельске нет. Сегодня каждый торговый центр занимает свою потребительскую нишу - позиционирует себя в той или иной ценовой, ассортиментной категории. Есть магазины vip-класса, а есть народные, предлагающие товары широким слоям населения. Но все они востребованы, не пустуют и, что важно, не перепрофилируются. А нормативы  квадратных метров на душу населения, которые периодически всплывают в средствах массовой информации, - прошлый век. Современная наука о торговле - не статистика, норму диктует рынок.

- Как меняется в последние годы стоимость аренды торговых площадей?

- Незначительно. За последние пару лет средний ценник по городу упал процентов на пять. Но все зависит от конкретного объекта: в одном ТЦ аренда растет, в другом - падает. Цены на торговые площади в Архангельске вообще не поддаются никакой статистике, а порой и логике. К примеру, в «Светлане» стоимость квадратного метра может доходить до шести тысяч рублей, а в магазине через дорогу прайс уже в разы меньше.

Как будут меняться цены с открытием новых торговых комплексов, спрогнозировать сложно, но думаю, что современные торговые центры еще не скоро вытеснят магазины «народного» формата. Покупатели ведь не только жители Архангельска. Существует так называемый «эффект котласского поезда», когда каждое утро около 600 человек высаживаются на перрон архангельского ж/д вокзала со списком покупок, которые нужно сделать в «большом городе». Прибавьте окраины, где также проживает огромное количество людей, морально не готовых даже заходить в торговые центры, больше похожие на музеи. «Богатый интерьер - высокие цены», - вот логическая цепочка. Такие покупатели идут в привычные, знакомые им еще с детства магазины попроще: «Детский мир», «Головные уборы», «Светлану» и т. д.

Конечно, будущее за крупными и современными торговыми комплексами. Но массовую популярность они приобретут гораздо позже, должно смениться полтора поколения потребителей, выработаться привычка ходить именно в такие магазины. Вот тогда нужно будет думать, как поступать с тем же «Детским миром».

- Часто ли в Архангельске арендаторы меняют один торговый центр на другой?

- Был период, когда арендаторы действительно «прыгали» с места на место, но это в прошлом. Сегодня появилось понимание, что далеко не каждый покупатель побежит следом. Принцип узнаваемости действует безотказно: человек не нашел на привычном месте, к примеру, химчистку - пошел в другую. То же самое в торговле. Покупателя нужно «прикармливать» годами, переехал - начинай сначала. Конкуренция сильнейшая, поэтому, меняя место, компания серьезно рискует своей клиентской базой.

- Помимо укрупнения площадок, в чем видите развитие торговли в Архангельске?

- В появлении магазинов формата «оutlet», специализирующихся на продаже брендовой одежды со значительными скидками. В США и Европе Outlet Center невероятно популярны: модель из прошлой коллекции можно купить со скидкой в 70 - 90%. В Архангельске подобных магазинов пока нет.

- В последние годы в Архангельск пришло много федеральных сетей и новые торговые центры ориентированы именно на привлечение федеральных брендов. Не случится ли так, что гиганты в конце концов «задушат» местных предпринимателей?

- Лет пять назад я серьезно опасался такого развития событий. Но практика показала, что архангельский бизнес зачастую жизнеспособнее федеральных сетей. Крупным компаниям в силу огромной системы управления и централизации принятия решений сложно подстраиваться под региональную специфику, в то время как местные предприниматели мобильны, прекрасно знают спрос, чутко реагируют на изменение конъюнктуры рынка и, что немаловажно, способны быстро меняться, подстраиваясь под потребности клиента.

Возьмем для примера федеральную сеть «Детский мир», которая представлена в Северодвинске. На мой взгляд, популярность могла быть и выше... В то же время другие 40 местных

предпринимателей, работающие в том же сегменте, успешны. Все потому, что федералы завозят в Архангельск тот же самый товар, что и в Москву, Санкт-Петербург, Самару... Но у нас совершенно другие привычки, традиции, климат, да и деньги другие.

Показательный пример - Центральный универмаг. После реорганизации, смены формата его заполнили федеральные арендаторы. В результате «народная тропа» в столь популярный некогда магазин заросла. Только сейчас универмаг отвоевывает утраченные позиции, для этого, правда, пришлось расстаться с большинством федеральных сетей.  Так что сегодня малый и средний торговый бизнес составляет мега-конкуренцию федеральным сетям. И неизвестно, кто в этой борьбе выиграет. Вероятнее, останутся и те и другие, но будет соблюден некий баланс интересов.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

По данным Архангельскстата, оборот розничной торговли в регионе в 2012 году превысил 156 млрд рублей. Аналогичный показатель за первые девять месяцев 2013 года - более 132 млрд рублей. На долю организаций приходится 16,6% от общего оборота «розницы», на средний бизнес - 5,1%, малые предприятия — 28,4%,  рынки и ярмарки -  2,8%. Безусловные лидеры сегмента индивидуальные предприниматели - 47% от общего оборота. Обеспеченность торговыми площадями в области составляет 149% к установленному нормативу, фактически на тысячу жителей приходится 701 кв. метр. За 2012 год количество торговых площадей увеличилось на 55 тысяч кв. метров. Нужно отметить, что более 70% предприятий торговли в регионе работает с прибылью.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей