Михаил СОМОВ | 15.01.2010 09:35:04
Для успешного функционирования транспортных коридоров необходимо не только тщательно планировать, но и жестко контролировать процессы перевозок и хранения грузов. Именно это позволяет обеспечивать связь между хозяйствующими субъектами в различных странах мира, создавать движение товаров и услуг в нужных направлениях.
Начавшийся в прошлом году экономический кризис показал, что «тихих гаваней» в сегодняшнем мире практически не осталось. Каждый географический и структурный сектор мировой экономики в той или иной мере испытал воздействие кризиса.
Согласно прогнозам МВФ, по итогам 2009 г. мировая торговля сократится на 12%, причем экспорт из развитых стран снизится на 15%.
С учетом того, что до кризиса глобальный рынок логистических услуг рос в среднем на 18% в год, падение спроса на данные услуги со стороны компаний, занимающихся внешнеторговой деятельностью, едва ли будет компенсировано за счет внутреннего рынка. Другими словами, наиболее вероятный среднесрочный сценарий для глобальной логистической отрасли - практически нулевая динамика и выжидательная позиция всех игроков.
Российский рынок логистических услуг перед кризисом демонстрировал еще более впечатляющий рост: в 2008 г. его объем увеличился на 31%, в предыдущий год - на 23%. При этом сегмент грузоперевозок, составляющий более половины рынка, рос в среднем на 18% в год. В текущем году этот рост сменился резким падением: лучше всего его иллюстрирует динамика внешней торговли РФ.
По оценке Федеральной таможенной службы (ФТС), внешнеторговый оборот страны за январь - август 2009 г. снизился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 45%. При этом экспорт сократился на 45,7%, а импорт - на 43,8%. В частности, экспортные продажи (в долларовом выражении) продукции российской химической промышленности снизились на 41%, а машин и оборудования - на 38%. Но если падение экспорта, по данным ФТС, объясняется в значительной степени снижением мировых цен, то за сокращением импорта стоит главным образом уменьшение реальных объемов поставок: в физическом выражении импорт в августе 2009 г. составил всего 58% от уровня аналогичного периода 2008 г.
Соответственно, можно констатировать падение объемов грузовых перевозок внутри страны. Наибольшее снижение произошло в сегменте транспортировок автомобилей, топлива и неф-
тепродуктов, бытовой техники и электроники. Сокращение объемов грузоперевозок в этих секторах составило, по разным оценкам, от 35% до 50%.
Следует отметить, что динамика сокращения объемов перевозок была различной в зависимости от конкретного вида транспорта. Так, несмотря на то, что железнодорожный транспорт является самым дешевым видом перевозки, его доля в структуре коммерческих поставок грузов в России снижается: в 2008 г.она составила 36,5%, а годом ранее - 38,5%.
Для сравнения: доля автомобильных грузоперевозок до кризиса росла - с 56,3% в 2007 г. до 58,3% в прошлом году.
При этом эксперты прогнозируют снижение объемов перевозок в текущем году не менее чем на 30%.
В целом, воздействие кризиса на логистическую отрасль можно свести к следующим аспектам:
- сокращение спроса на потребительских рынках ведет к снижению объемов производства, торговли и, как следствие, грузоперевозок;
- сокращение вложений в транспортную и логистическую инфраструктуру;
- рост конкуренции, снижение доходности, поглощение или уход с рынка небольших игроков, укрупнение рынка.
Одним из следствий экономического кризиса является сокращение объема свободных средств у хозяйствующих субъектов. При этом риски финансового ущерба при ведении различных видов торгово-экономической деятельности не уменьшаются, а возрастают. По словам специалистов Ингосстраха, в условиях увеличения вероятности возникновения потерь вопрос страхования становится все более актуальным.
К примеру, экономический кризис провоцирует социальную напряженность и приводит к росту преступности. Для индустрии грузоперевозок это означает, в частности, увеличение риска утраты перевозимых грузов в результате кражи, грабежа или разбойного нападения, мошеннических действий и т. д.
Статистика страховщиков показывает, что даже в относительно спокойные времена данные виды опасностей отнюдь не редки. В этих условиях страхование грузов приобретает особо важное значение.
С учетом роста вероятности возникновения подобных потерь, грузовладельцы должны быть весьма заинтересованы в приобретении надежной страховой защиты. Впрочем, нередко встречается и противоположная логика: отсутствие свободных средств подталкивает хозяйствующие субъекты к сокращению издержек, в том числе и расходов на страхование грузов.
За таким желанием сэкономить может стоять целый ряд причин. Например, многие отечественные компании убеждены, что затраты на страхование просто не оправдывают себя. Они сомневаются в эффективности механизмов страховой защиты и считают страхование не важнейшей функциональной частью коммерческой деятельности, а пустой формальностью.
Вместе с тем, существует множество примеров того, как именно благодаря наличию страхового полиса российские грузовладельцы компенсировали убытки, понесенные в результате каких-либо катастроф при перевозках, и успешно продолжали свою торгово-экономическую деятельность. Достаточно назвать страховой случай, связанный с гибелью двух истребителей СУ-27 УБК в результате падения военно-транспортного самолета в Иркутске в декабре 1997 г. Сумма возмещения, составившая 56,2 млн долларов США, была своевременно и в полном объеме выплачена Ингосстрахом страхователю.
Следует добавить, что этот самый значительный в российской истории страхования грузов убыток был оперативно урегулирован благодаря имеющимся в наличии у страховщика резервам и десятилетиями отлаженной надежной перестраховочной защите.
Также следует особо отметить, что в условиях активизации продаж и необходимости расширения клиентского портфеля, в условиях жесткой конкуренции многие страховщики прибегают к откровенному демпингу для того, чтобы привлечь клиента. Как результат, во многих случаях фактор цены для страхователя оказывается важнее, чем надежность и репутация страховщика.
Специалисты Ингосстраха уверены, что демпинг не только деструктивен, но и лишен смысла. Каждый риск имеет свою цену, и нельзя страховать риск ниже его реальной стоимости. Страховая компания должна предлагать конкурентную цену и идти по пути планомерного снижения ставок при необходимом уровне рентабельности операций. При этом очень большое внимание следует уделять оценке и анализу предлагаемого риска.
Стоит отметить, что расчет тарифа и определение условий страхового покрытия - весьма сложная процедура. Среди факторов, существенно влияющих на степень риска, наиболее важным является характер перевозимого груза.
Кроме того, тариф зависит от стоимости перевозимых грузов, упаковки, маршрута и способа транспортировки, наличия охраны и сопровождения и т.п.
Любой клиент, безусловно, стремится к оптимизации своих расходов, и оценка разумности и конкурентоспособности тарифов - значимая составляющая заключения любого договора. Тем не менее тарифы не могут быть единственным фактором рационального выбора страховщика. Для серьезного страхователя существуют и другие, не менее важные критерии. Принципиальное значение имеет опыт и уровень квалификации страховщика, история крупных выплат, перечень клиентов, финансовая база и страховые резервы, наличие перестраховочной защиты и разветвленной заграничной и региональной сети.
Стоит отметить, что самый главный актив любой страховой компании - это ее репутация. Страховщики с большим опытом работы дорожат ею и поэтому стремятся установить со своими клиентами долгосрочные партнерские отношения. Одним из ключевых инструментов выстраивания таких отношений является гибкость предложений страховщика и его готовность предоставить услуги исходя из требований и специфики бизнеса конкретного клиента.
Текущий экономический кризис существенно повлиял на увеличение рисков в области логистики. Поэтому сегодня для грузоперевозчиков, грузовладельцев и других игроков этого рынка вопросы надежной страховой защиты грузоперевозок имеют первостепенное значение. Однако в этих условиях страхование призвано не просто обеспечить финансовую устойчивость их бизнеса. Не менее важным является создание системы управления рисками, прозрачной и понятной как для страхователя, так и для страховщика. Понимание природы и структуры рисков, а также ориентация на взаимовыгодное долгосрочное партнерство со страховой компанией помогут организовать эффективно функционирующие логистические схемы доставки товаров. Это можно считать исключительно выгодным вложением в перспективу: по мере того как мировая экономика будет выходить из кризиса, глобальная логистическая отрасль неизбежно станет одним из главных двигателей восстановления.
Филиал ОСАО «Ингосстрах» в г. Архангельске:
г. Архангельск, пр. Новгородский, 91/93,
тел.: /8182/ 65-10-86, факс /8182/ 20-51-80
E-mail: [email protected]
Отдел страхования специальных рисков