Кирилл ФЕЛЬДМАН. Фото Алексея Липницкого | 16.01.2025 12:31:24
Эпоха развитого социализма в телевизоре причудливо совмещалась с тотальным дефицитом в магазинах. Мессенджеров и социальных сетей тогда не было – как и Интернета вообще, так что выплеснуть эмоции было некуда. Хронический диссонанс между видимостью и реальностью советские граждане лечили антисоветскими анекдотами. Возникали они из ниоткуда: как тогда шутили, слова народные, автора скоро выпустят.
В одном из таких анекдотов утверждалось, что наше общество делится на довольных и недовольных. Недовольными занимается КГБ, а довольными – ОБХСС. Смысл этих аббревиатур большинство наших сограждан давно забыло, а суть осталась. На довольных и недовольных делится любое общество в любые времена. Почему один человек доволен, а другой, находящийся в точно такой же ситуации, недоволен, относится к компетенции психологов.
Так или иначе, пропорция довольных и недовольных меняется во времени и пространстве. Например, много недовольных было в Архангельске в конце 1990‑х, когда газа практически не было, по городу происходили веерные отключения электричества, а отопление, особенно на юге города, было почти символическим: температура в квартирах не всегда поднималась даже до 10 градусов. Главная новость, которую сообщали и радио, и телевидение, – остаток мазута на ТЭЦ: на два дня или на три. Кому удалось нормализовать ситуацию – Ефремову или Балакшину, теперь уже не узнать.
А дальше наступили благополучные «нулевые», жизнь стала налаживаться. В столице Поморья строились дома, улицы кое-где благоустраивались, город старались сделать комфортнее для горожан, и они этому искренне радовались, довольных становилось больше. Это теперь появилось много желающих рассуждать о том, что уже тогда надо было вовсю браться за реконструкцию коммунальных сетей, что старые не выдержат новых многоэтажек. Да, в такой критике есть свой резон. Хотя вряд ли найдётся желающий критиковать власти, например, за превращение Выучейского из просёлочной дороги в современную городскую улицу. Но это – к слову.
Ситуация в целом нынче довольно невесёлая: серьёзного ремонта теплотрассы и водопровод так и не дождались, трубы разваливаются быстрее, чем их успевают менять, а аварии происходят с возрастающей частотой. Ничего не поделаешь: «тучные годы» мы прожили, не задумываясь о том, что будет происходить через несколько лет. Трудно судить, кто виноват – то ли всё тот же Ефремов и Донской, то ли уже Киселёв с Павленко. Да не так это и важно: расхлёбывают пока Цыбульский с Моревым.
И тут тоже непонятно, кто же виноват: чиновники кивают на коммунальщиков, а те разводят руками, рассказывают про нехватку средств и объясняют, что без помощи властей ждать улучшения ситуации не приходится. Но денег нет не только у ТГК‑2 и РВК: и городской, и областной бюджеты – дефицитные. Власти пытаются выбить федеральное финансирование, а горожане злобно критикуют неразумные траты на благоустройство и выступления заезжих звёзд.
Давайте будем справедливы: всем нам хочется просвета в серых буднях, и как бы тяжело ни приходилось, мы как‑нибудь ужмёмся, на чём‑нибудь сэкономим, но на оливье и селёдку под шубой для праздничного стола что‑нибудь наскребём – на том стоим. Только есть некоторая граница разумного: если человеку денег не хватает на хлеб, а он бежит в магазин за бутылкой дешёвой водки, доброго слова о нём никто не скажет. В лучшем случае посочувствуют. Вот и мы нынче близки к такой ситуации.
Денег нынче мало – «тучные годы» и в самом деле остались позади. Вот в комментариях к новостям о небывалых темпах строительства метро в Первопрестольной жители Северной столицы просят сдать им в аренду Сергея Собянина. Но умение решать проблемы, когда денег много, само по себе не говорит об управленческих талантах. По-настоящему эффективный управленец тот, кто умеет решать проблемы в условиях дефицита ресурсов. Москва всегда жила заметно лучше и Архангельска, и Санкт-Петербурга, но в девяностые и там было несладко. Тогдашний градоначальник Лужков ввёл жёсткое правило: любой желающий построить многоквартирный дом на городской земле был обязан не только безвозмездно передать городу определённый процент построенного жилья, но и взять на себя реконструкцию части коммунальной инфраструктуры. Именно так была обеспечена стабильная работа тепловых и водопроводных сетей в столице. И только после этого начали строить нынешними темпами ультрасовременные транспортные развязки, новые автомагистрали, новые станции и линии метро.
Наши власти ничего подобного не сделали. А своих денег нет, поэтому теперь надеются на федеральные трансферты. Дадут их или нет – большой вопрос, потому что с деньгами и там непросто. Хотя в других делах успехи у региональных властей есть. Средства массовой информации сообщают и о привлечении инвесторов, и о победах областных туристических объектов на всероссийских конкурсах, и о заходах китайских судов в наш порт… Но не всех жителей столицы Поморья это утешает, когда то с электричеством, то с водой, то с отоплением возникают проблемы, а в городе регулярно раскапывают очередной котлован для устранения очередного прорыва.
Впрочем, все люди разные: есть и те, кто считает перспективы более важными, чем локальные проблемы. Почему одни довольны такой ситуацией, а другие недовольны? В случае с каждым конкретным человеком, как уже было сказано, вопрос к психологам. Хотя психологию назвать точной наукой не возьмутся даже её представители. Когда речь идёт об обществе, вопрос о пропорции довольных и недовольных – компетенция социологов. Беда в том, что их объяснения носят ещё более расплывчатый характер.
Так или иначе, большинство горожан винят в коммунальных проблемах мэра Архангельска, что хорошо укладывается в старинное макиавеллианское обоснование диктатур: глава – как бы его не называли – в ответе за всё. В современной реальности дела обстоят сложнее.
Во-первых, градоначальнику архангельскому с московским не тягаться: мэр он, что называется, только по имени. Если проводить аналогию, то в нынешней системе организации власти равнозначной фигурой московского мэра является глава администрации всей области, а не отдельно взятой областной столицы. Во-вторых, проблемы копились годами, и не он в этом виноват, а надеяться, что решит их взмахом руки, просто наивно.
Недовольство его работой, тем не менее, достаточно велико, и это понятно. «Цифровые» остановки не согревают, когда на морозе приходится ждать автобусов, забывших про расписание. Когда в квартире холод собачий, на прогулку в новомодное «общественное пространство» мало кого тянет. Недовольство городской властью проецируется на власть областную. Сидеть в квартире без отопления и горячей воды – сомнительное удовольствие. Но когда при этом читаешь новость о том, что губернатор поднялся в очередном рейтинге, недовольство приобретает весьма выраженный характер. Рассуждения о том, что за множественные аварии на теплотрассе отвечают другие, в холодной голове не возникают – они приходят уже после того, как голова хоть немного согревается вместе с батареями.
Раздражение в комментариях к новостям об очередной аварии вполне естественно: коммунальная сфера – одна из самых чувствительных, и никакими «общими» успехами его не погасить. Требуется системный поиск решений. Это тем более важно, что проблемы с теплоснабжением столицы Поморья лежат не только в финансовой, но и в инженерной плоскости.
О целесообразности единственной ТЭЦ в северной части Архангельска специалисты спорят чуть ли не с момента её постройки: в городе, растянувшемся вдоль Двины на десятки километров, слишком велики теплопотери при транспортировке. Сейчас к этому добавляются опасения по поводу её технического состояния. О том, насколько они достоверны, судить инженерам, а не журналистам. Но если беда случится на ТЭЦ и весь город окажется без отопления, то любые аварии теплосетей покажутся пустяком.
Решение проблемы инженеры-теплотехники видят в диверсификации источников теплоснабжения. Эпоха угольных домовых котельных, разумеется, осталась в прошлом, да и к мазуту никто не предлагает возвращаться. Но строительство современных газовых котельных на несколько кварталов или даже микрорайонов, связанных между собой резервными сетями на случай аварии, выглядит привлекательной, хотя единого мнения у специалистов нет.
Как бы то ни было, ситуация в сфере городского хозяйства столицы Поморья требует от управленцев всех уровней умения действовать в условиях недостатка ресурсов, финансовых – в первую очередь. Это сложная задача, но без её решения недовольных в Архангельске может стать больше, чем довольных, и тогда потребуются не только инженерные и финансовые, но и кадровые решения. Главное, чтобы они были объективными.