Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого | 23.01.2025 16:54:11
Во многих городах России есть пешеходные улицы, ставшие центром притяжения туристов и одной из визитных карточек этих мест. В Архангельске это, конечно же, проспект Чумбарова-Лучинского. Однако то, как выглядит пешеходная улица сегодня, значительно отличается от проекта, который создавался в прошлом веке.
Почему Чумбаровку нельзя назвать исторической улицей города, и чем реальность отличается от первоначальной задумки? Об этом мы побеседовали с соавтором проекта создания историко-архитектурной заповедной зоны на проспекте Чумбарова-Лучинского, архитектором-реставратором Верой КОЛТОВОЙ.
Когда город стал терять своё лицо
Современная часть проспекта сначала носила название Большая Мещанская улица, а затем стала именоваться Псковским проспектом. С приходом в Архангельск Советской власти проспекту дали имя революционера, поэта и публициста Фёдора Степановича Чумбарова-Лучинского. Однако улица оказалась практически забытой властями: это был жилой сектор без каких‑либо стратегических или идеологических объектов. Несмотря на то, что проспект находился вблизи главной магистрали города, он даже не был заасфальтирован – машины буксовали в непролазной грязи, а пешеходы с трудом проходили по обветшавшим деревянным тротуарам.
Импульсом к новой истории Чумбаровки стал перенос сюда в 1978 году здания Коммерческого собрания с проспекта Павлина Виноградова (Троицкого проспекта). Его разобрали и перевезли на новое место, где поставили на современный фундамент, заменили некоторые материалы. Этот дом стал первым архитектурным памятником в Архангельске, сохранённым по требованию общественности. Сегодня здание известно больше как «Марфин дом» (Чумбарова-Лучинского, 38). Позже с набережной на проспект перевезли дом лесопромышленника Андрея Чудинова (Чумбарова-Лучинского, 30). Это здание тоже собирали с использованием новых материалов.
В 1983 году горисполком принял решение о создании на проспекте – от улицы Карла Либкнехта до улицы Правды (Иоанна Кронштадтского) – историко-архитектурного музея-заповедника. К этому времени из-за активной застройки Архангельска, которая началась во второй половине 1960‑х годов, город стал терять своё прежнее лицо. К 80‑м большинство усадеб погибло, была разрушена значительная часть флигелей, ледников и каретников.
На Чумбарова-Лучинского на тот момент сохранился колорит характерной застройки города. К тому же, проспект удачно был вписан в существующую структуру: функционально соединял административный центр с его общественно‑торговым ядром – рынком, морским- речным вокзалом. При этом он не являлся активной транспортной магистралью.
Как выбирали дома
Проектированию заповедной улицы предшествовало изучение исторической застройки города. В 1980-1984 годах Архангельский пединститут провёл историко-этнографическое обследование центральной части города: был определён список памятников каменной архитектуры. Аналогичную работу по деревянной застройке выполнили специалисты Архангельского лесотехнического института.
Были определены наиболее ценные для сохранения старые здания. Объекты оценивались с точки зрения их художественных достоинств, возраста, типичности для своего времени, градообразующего значения, роли в развитии местного зодчества, наличия архитектурного стиля.
«Были оценены 663 деревянных дома: 13 из них предложили отнести к памятникам местного значения, один – к памятникам республиканского значения, а 23 дома рекомендовали для формирования заповедной улицы, – рассказала Вера Колтовая. – Проспект Чумбарова-Лучинского в законченном виде должен был представлять коллекцию всех типов деревянных домов, которые имелись в Архангельске на рубеже XIX-XX веков, что сделало бы улицу своеобразным заповедником деревянного зодчества этого периода».
После отбора домов были определены их собственники, начато проектирование будущей улицы, создан макет. Предусматривалось сохранение старинных домов, застройка примыкающих к проспекту улиц и перенос особо ценных зданий. Также выдвигались требования к застройщикам: вид домов, в частности их фасад с декором, должен быть сохранён в обязательном порядке.
«Предполагался строгий режим регулирования прилегающей застройки. Планировалось восстановление деревянных тротуаров, мощённой камнем мостовой и исторических элементов уличного благоустройства. Однако этот проект так и не был согласован», – уточнила собеседница «Бизнес-класса».
В итоге вместо перенесённых на Чумбаровку исторических зданий мы имеем их копии, причём, в большинстве своём, весьма условные.
Проект, который так и не реализовали
В 90‑е и «нулевые» годы Чумбаровка активно строилась и «воссоздавалась»: именно тогда начали вырастать муляжи исторических зданий. Очевидно, что строительство велось без опоры на научные исследования, поэтому копии получились очень приблизительными. Среди неудачных проектов – дом Двойниковой. В своё время он был одним из самых красивых не только на этом проспекте, но и во всём городе.
Однако его копия, возведённая на перекрёстке Чумбарова-Лучинского и улицы Иоанна Кронштадтского, мало походит на оригинал: при строительстве допущены серьёзные огрехи. К тому же, этот муляж «зашили» сайдингом, который едва ли можно назвать достойной заменой деревянному декору.
«Примечательно, что именно в 90‑е годы должно было появиться много всего интересного. Один из таких примеров – дом купца Беляевского, который стоял на улице Печорской (ныне Выучейского), но сгорел в начале 70‑х годов. Для размещения его копии рассматривался участок слева от копии дома Лейцингера (Чумбарова-Лучинского, 39). Но до реализации дело не дошло, – отметила архитектор-реставратор. – Кстати, не так давно в «Старом Архангельске» выложили проект этого дома, и в комментариях люди высказывались за то, чтобы его восстановили. И мне этого хочется в память о старом городе, плотниках-мастерах прошлого века. На мой взгляд, он бы отлично смотрелся на проспекте Чумбарова-Лучинского».
Как вспоминают архангелогородцы, домом Беляевского хотелось любоваться снова и снова: в башенке под шатровой крышей окна были с витражами. Это было необычно и очень красиво. Примечательно, что место на Чумбаровке, где предполагалось поставить копию дома Беляевского, до сих пор пустует. Ранее здесь располагалась часовня, но её снесли по решению суда в 2019 году. Затем в Архангельской епархии обсуждались планы по строительству на этом месте храма в русском стиле в честь преподобного Сергия Радонежского. Но впишется ли он в существующую застройку и будет ли уместен на торговом проспекте? Этот вопрос повис в воздухе, как, видимо, и сам проект.
Сгорели вместе с «золотыми» табличками
Сейчас на проспекте 44 дома, 21 из них – копии зданий, рекомендованных проектом к переносу на пешеходную улицу.
«Участь самых памятников оказалась трагичной: некоторые сгорели вместе с «золотыми» табличками. Оставшиеся на своих местах памятники, по-видимому, ждёт та же судьба», – грустно добавила Вера Васильевна.
Однако есть и позитивные истории. На историческом месте стоят дом Тимофеева (Чумбарова-Лучинского, 44) и единственная сохранившаяся усадьба Антонова, включающая два жилых дома и каретник (Чумбарова-Лучинского, 18-20). Восстановлена на своём месте усадьба Кунициной, в состав которой входит жилой дом и каретник (Чумбарова-Лучинского, 17).
«Это единственный пример, когда здание воссоздано с применением исторических плотничных и строительных технологий времени постройки, – уточнила собеседница «БК». – Однако сама нарезка кварталов изменена. Раньше каждая улица имела свои углы: например, дом Двойниковой стоял под тупым углом, а дом Ананьина (копия стоит на Чумбарова-Лучинского, 15. – Прим.ред.) – под острым. Однако сегодня они под прямым углом, не привязаны к «красной» линии: архитектору это будто ножом по сердцу».
«Воссоздание» продолжается
Последние 20 лет Чумбаровка активно благоустраивалась. На реконструкцию улицы и реставрацию обветшавших зданий скидывались буквально всем миром: свой вклад в этот проект внесли как крупные местные предприятия, так и обычные жители, владельцы зданий. Однако не все реновации можно назвать удачными.
Так, два года назад начался капитальный ремонт дома № 45, где располагается «Центральная ветеринарная клиника». Деревянный двухэтажный частный особняк дореволюционной постройки формально не является объектом культурного наследия, но это часть настоящей Чумбаровки, её архитектурного ландшафта. И возведение дополнительного этажа не осталось без внимания. Специалисты профильного департамента администрации Архангельска усмотрели признаки самовольной реконструкции и подали в суд. Однако дом так и остался с надстройкой, которая явно не подчёркивает историчность здания. Да и в целом от исторической улицы на проспекте Чумбарова-Лучинского практически ничего не осталось.
«Всё это – печальная история реализации проекта заповедной зоны от первого сохранённого и перенесённого в 1978 году здания Коммерческого собрания до перестройки дома в 2023 году. Чумбаровка не вернула нам дух старого Архангельска – даже того образа, который нам знаком с детства», – считает Вера Васильевна.
Однако проспект в итоге стал значимым для города объектом. Сегодня это благоустроенная пешеходная улица в центре города, где всё же чувствуется дух Русского Севера. На Чумбаровке можно «повстречаться» с известными поморскими писателями и их героями: здесь установлены памятники Борису Шергину и Степану Писахову, Сене Малине верхом на огромном налиме. Невозможно пройти мимо памятника «Русским жёнам – берегиням северного очага».
Проспект живёт и развивается: здесь находятся детская школа народных ремёсел, архангельский литературный музей, «Поморская Артель», филиал музея-заповедника «Малые Корелы», мастерская «Архангельский пряник», магазины, кафе, рестораны и многое другое! Летом проспект становится площадкой для различных мероприятий, в том числе Дня города, а зимой радует своих гостей ярким новогодним убранством, светящимися арт-объектами, ёлкой и «небом» из огоньков.
«Такой видят сегодня архангелогородцы и гости города пешеходную улицу – Псковский проспект в прошлом, а ныне ласково называемую Чумбаровкой: тихой и спокойной, нарядной и праздничной. Улица расположена вне транспорта, благоустроена и также любима горожанами, как и набережная Северной Двины», – заключила Вера Колтовая.
СПРАВКА БК
Над проектом создания на проспекте Чумбарова-Лучинского историко-архитектурного музея-заповедника работал авторский коллектив: руководитель проекта, архитектор В. М. Лопатько, архитектор Г. А. Ляшенко, научный сотрудник Л. Д. Попова, архитектор В. В. Колтовая при участии этнографа А. Н. Давыдова. За музееведение отвечала Л. Н. Симакова, а за предпроектное исследование исторической деревянной застройки Ю. А. Барашков.