Роман СИДОРОВ | 18.05.2009 12:00:00
Пока бренды и ретейлеры всех мастей и классов считают убытки от кризисного падения розничных продаж, возросшие прибыли констатируют небольшие марки и частные ателье. И эта тенденция отмечается не только в Европе, но и в российской глубинке. Например, в Северодвинске, где одежда haute-couture пользуется не меньшим спросом, чем готовое платье.
В попытке выжить и не разориться ведущие модные Дома идут на самые отчаянные меры - до 70% снижают цены и даже выпускают руководства, как перешить устаревшую блузку во что-то актуальное или вообще одеться в стоковых магазинах так, чтобы не выпасть из трендовой обоймы мировых подиумов. Но даже это не спасает их от банкротств и катастрофических убытков.
С другой стороны, на фоне кризисной стагнации выделились очень интересные тенденции, характерные для всей американской и европейской модной индустрии. Например, значительно меньшим спросом стала пользоваться продукция марок класса masstige, из-за чего на грани банкротства оказались, например, Дома Karen Millen и Donna Karan International, зато выросли объемы реализации у таких luxury-гигантов как Louis Vuitton и Hermes. Только за последний квартал минувшего года, на который пришелся пик массовой истерии, они заработали по $1,6 млрд.
Кризисный бум
Эксперты отмечают значительный подъем в сегменте одежды, сшитой на заказ, и продаж продукции небольших локальных брендов. Например, о 12-процентном увеличении количества заказов по сравнению с прошлым годом сообщил старейший портной бренд на легендарной лондонской улице Savile Row - Huntsman, а владельцы компании Norton&Sons заявили, что два минувших месяца оказались самыми прибыльными за последние четыре года.
Аналогичную тенденцию отмечает и северодвинский дизайнер, хозяйка авторского ателье Лариса АКУЛОВА (на снимке), которая в области одежды haute-couture работает почти 20 лет.
«Я заметила, что готовая одежда сейчас сложно продается, а у нас с осени идет резкий подъем заказов на индивидуальный пошив. Люди стали шить на каждый день, вещи для работы и для отдыха, а иногда и просто только потому, что они увидели какую-то интересную ткань или даже пуговицу и захотели что-то из этого придумать, - говорит Лариса Акулова. - А еще горожане стали более разборчивы в одежде, они перестали совершать покупки наобум и больше тяготеют к индивидуальному пошиву, при котором учитываются все особенности их фигуры и капризы».
Постепенно меняется ментальность людей, которая избавляется от советских эстетических штампов и под влиянием средств массовой информации приобретает новые, демократизированные черты. Жители даже таких далеких от центра городов как Архангельск, Северодвинск и Новодвинск начинают сторониться серых и скучных решений и все чаще обращать внимание на яркие цвета, необычные фасоны, интересные и смелые сочетания.
«Люди стали легче на подъем, вероятно из-за того, что появилось много информации о модных тенденциях, они видят яркие вещи, которые не найти в магазине. Ведь чаще всего продают серые, красные, белые, черные, сейчас еще розовенькие появляются a’la детский сад - и из этого ассортимента не каждый может выбрать то, чтобы выражало индивидуальность - рассуждает Лариса Акулова. - Потому, иногда проще сшить. Цветовая гамма настолько богата, а каждый человек настолько уникален, что всегда можно создать отличный гардероб для любого случая: чтобы выделиться или затеряться в толпе, стать увереннее и выглядеть эффектнее. Чаще всего с такими вопросами обращаются медики и врачи, учителя и преподаватели, представители бизнеса, модели и манекенщицы - потому что у них нестандартная фигура».
Брендовое имя
За те двадцать лет, что работает Лариса Акулова, и за десять лет существования ее ателье сложился определенный круг клиентов. Она ежегодно, - а, в зависимости от ситуации, и ежесезонно - создает авторские коллекции одежды. Ее имя приобрело черты бренда, оформился стиль и выработался узнаваемый авторский почерк, появились его поклонники, но дальше этого уровня дело не двинулось. Хотя впору создавать собственный бренд, локальный, с небольшими партиями одежды: это могут быть вещи класса luxe, единичные экземпляры haute-couture для тонких ценителей или традиционный для марок такого формата casual с элементами дизайнерской обработки: «Многие наши клиенты, которые сейчас живут в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, часто мне говорят: «Было бы здорово, если бы открылся небольшой магазинчик с одеждой, которую ты создаешь».
При наличии определенного спроса, известного имени - что же мешает создать свою компанию, а de facto - первый в истории нашей области бренд дизайнерской одежды pret-a-porter? Выпускать сезонные, праздничные и капсульные коллекции? Понятно, что в данном случае речь идет не об одном только Северодвинске, а сразу о трех городах, где наберется немало потенциальных клиентов, чтобы заниматься подобным бизнесом.
«Пока такая неясная и трудная экономическая ситуация... Начинать подобные проекты страшно, особенно когда Турция и Китай своими низкими ценами «наступают на пятки». Открыть бутик или корнер уже давно в планах, я даже вижу, как все будет выглядеть, но наверно этот момент еще не настал» - рассказывает Лариса Акулова.
Помимо общей экономической сумятицы у «модного» бизнеса в Архангельской области есть и свои, специфические, проблемы. Главная из них - отсутствие удобных производственных площадей. А арендовать помещения под такие цели в торговых центрах - непосильная «лямка» для любой, а особенно - молодой компании. Один из вариантов решения подобной проблемы - отдать заказ на фабрики того же Китая.
«Мне бы не хотелось отдавать эти заказы так далеко, в Китай, тем более, коллекции небольшие и хочется контролировать производство каждой вещи, вплоть до ширины стежка. Я больше склоняюсь к тому, чтобы сотрудничать с местными цехами. Может быть, нужно подумать о своем цехе - это вопрос времени, - делится планами Лариса Акулова.
Мода в капсулах
Одним из вариантов решения проблемы раскрутки имени и выхода на новые горизонты рынка, который активно используется в Европе и Америке, является создание капсульных коллекций. Эта схема очень проста и эффективна: какой-нибудь mass-market бренд - например, H&M - приглашает перспективного дизайнера, у которого нет достаточных возможностей воплотить определенные идеи силами своей компании, или же просто это сотрудничество интересно и выгодно обеим сторонам. В итоге ретейлер получает новый оригинальный продукт, расширяет ассортимент, чем привлекает новых покупателей, а дизайнер, помимо гонорара и PR, укрепляет свои позиции на fashion-Олимпе.
У нас подобная практика почему-то не распространена. Может быть, потому, что интересы дизайнеров и владельцев локальных mass-market брендов просто не пересекаются, а может и потому, что нет опыта подобного сотрудничества. Впрочем, постепенно меняется и эта ситуация.
«Недавно ко мне обратилась компания «Союзспецодежда» с предложением разработать новую линию для топ-менеджеров крупных промышленных предприятий. Очень интересный проект и возможность поработать на другом уровне, создать линию - с одной стороны, грубой, брутальной, но вместе с тем элегантной униформы, - рассказывает Лариса Акулова. - Сейчас, из-за кризиса, этот проект временно приостановлен, но надеюсь, в скором времени мы возобновим сотрудничество. Думаю, мне было бы интересно поработать в формате капсульных коллекций».
Еще одной производной от кадрового голода является проблема поиска дизайнера, потому что одному человеку невозможно руководить брендом, заниматься администрированием, созданием разных линий одежды и аксессуаров и так далее. Обычно в составе бренда работает несколько дизайнеров, деятельностью которых руководит креативный директор и с поиском этих самых дизайнеров - людей творческих, оригинальных, чья манера работы тождественна мировоззрению и эстетике основателя, - возникают серьезные, подчас неразрешимые трудности.
«Чтобы начать работать в таком формате, нужно собрать команду дизайнеров, закройщиков, портных, которые могли бы работать на одном дыхании со мной, чтобы мы думали сходно, а это очень непросто здесь, где выбор людей с такими специальностями очень ограничен. Я, конечно, слежу за молодыми авторами и могу сказать, что появляются молодые люди, с которыми можно и нужно работать», - отмечает Лариса Акулова.
Несмотря на столь сложный комплекс трудноразрешимых проблем, здесь есть люди, которые не продают моду, а создают ее, и каждый из нас может стать участником этого увлекательного процесса преображения, смены идеалов, избавления от стереотипов.