Николай НЕКРАСОВ, генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» | 11.03.2011 10:02:37
В ходе проведения аудита очень часто видно, что проверяемая компания списывает стоимость запасных частей, израсходованных на ремонт и техническое обслуживание техники, без надлежащего документального оформления, подтверждающего производственную направленность и экономическую обоснованность этих расходов. Причем, в целом за год на ремонт техники, как правило, списываются весьма существенные суммы.
Аудитор отмечает, что машины и оборудование, как правило, учитываются в качестве объектов основных средств. А в соответствии разделом V «Содержание и восстановление основных средств» (Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств») содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии. Содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии. Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов.
Это означает, что само по себе списание запчастей, без документального обоснования их использования в производственных целях на ремонт конкретной техники по конкретным причинам может быть не принят налоговыми органами в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Проведение работ по поддержанию эксплуатационных свойств машин и оборудования обязательно должен сопровождать комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых организацией. Вопрос лишь в документальном оформлении этого процесса.
Для начала рекомендуется издать приказ по компании, в котором указать должностных лиц компании, ответственных за проведение технического осмотра техники. Как правило, это технические специалисты компании. В приказе необходимо указать, что перед проведением ремонтных работ любой техники должно проводиться её техническое обследование указанными представителями инженерно-технических служб.
Далее, перед началом каждого ремонта техники необходимо оформить организационно-распорядительные документы, подтверждающие необходимость проведения этих ремонтных работ - акт о проведенном осмотре с указанием обнаруженных дефектов, мер по их устранению и сроков выполнения (акт может быть оформлен в форме дефектной ведомости). Вышеназванный документ желательно утвердить подписью главного инженера или главного механика организации. Формы вышеназванных документов можете разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике своей компании.
Затем аудитор рекомендует оформлять списание запасных частей, израсходованных на ремонт и техническое обслуживание техники в соответствии с составленными требованиями – накладными и ранее составленными дефектными ведомостями.
По мнению аудитора лишь при наличии вышеуказанных документов у организации гарантированно не возникнут проблемы с обоснованием и документальным подтверждением произведенных расходов согласно положений п.1 ст.252 НК РФ.
При отсутствии вышеназванных документов бывает очень трудно доказать налоговым инспекторам свою правоту в суде. В результате, суммы затрат на ремонт техники могут не принять в качестве налогового вычета, уменьшающего налогооблагаемую базу, что приводит к доначислению налога, пени и штрафу. А причина этого весьма банальна – она в отсутствии документального обоснования и производственной направленности этих затрат компании.