ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 08:02

Николай Калистратов за здоровый протекционизм


Анна БЕЛЯЕВА | 04.12.2009 10:53:08

Обустройство Штокмановского месторождения необходимо включить в перечень инвестпроектов, получающих господдержку, уверен генеральный директор ОАО «ПО «Севмаш» Николай КАЛИСТРАТОВ. В интервью «БК» он заявил, что эта мера поможет решить одну из ключевых проблем предприятий судостроения, которые ведут подготовку к реализации новых проектов в условиях отсутствия помощи со стороны государства. С решением медлить нельзя: инвестиционное решение по Штокману будет принято в 2010 году.

- Николай Яковлевич, Союз производителей нефтегазового оборудования России настаивает, что естественным монополиям, в том числе «Газпрому», надо повышать долю отечественной продукции в крупных проектах вплоть до введения норм российского участия. Актуально ли это при нынешнем состоянии машиностроительной отрасли  или целесообразней установить льготные режимы ввоза импортного оборудования?

- Одна из основных проблем, с которыми сталкивается производство морской техники для освоения шельфа, - отсутствие государственной программы создания технических средств для этих целей. Я считаю, следует выработать комплекс мер помощи предприятиям, которые производят технику для освоения шельфа Арктики.
Прежде всего, определить перечень значимых для экономики страны инвестиционных проектов и обеспечить их государственную поддержку. В перечень таких проектов стоит включить и обустройство Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море.
Некоторые виды оборудования и материалов для строительства и модернизации объектов нефтегазового комплекса на данный момент не производятся в России, однако жизненно необходимы для предприятий, занятых на производстве морской техники.
Я считаю, такие материалы и оборудование должны ввозиться в страну с нулевыми ставками пошлин. Необходимо составить их перечень (по согласованию с российскими производителями) и предложить поправки в Таможенный кодекс РФ на рассмотрение правительства.
Заказ по изготовлению добычных комплексов для обустройства Штокмановского месторождения должен размещаться на условиях генподряда. Севмаш, подчеркну, имеет такой опыт и готов привлечь как проектантов, так и поставщиков различного оборудования и выполнить контракты в срок.
К слову, что касается Севмаша, то необходимо приступить к реализации намеченных мер для повышения конкурентоспособности предприятия. В том числе, оказать господдержку в реконструкции и техперевооружении производства, чтобы обеспечить возможность строительства на наших верфях всего ассортимента морской техники для добычи нефти и газа.

- На совещании по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса в Московской области Президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости совершенствовать законодательную базу госзаказа в этом секторе. Какие позиции требуют корректировки?

- Это очень важный для нас вопрос. Севмаш не может жаловаться на невнимание федеральной власти к проблемам предприятия. И в 2008, и в 2009 годах нам оказывалась существенная поддержка в рамках программы финансового оздоровления и развития предприятия до 2018 года и ряда федеральных целевых программ, есть и выполняется поручение председателя Правительства РФ о разработке программы техперевооружения предприятия.
Однако мы говорим о том, что нужны меры господдержки для всей судостроительной промышленности. Причем судостроители России не просят чего-либо особенного, не существующего в практике мирового судостроения.
Мы просим создать такие же условия государственного протекционизма, которые действуют в странах с развитым судостроением: Китае, Южной Корее, Японии, США, европейских странах. Это касается таможенных и налоговых льгот, политики ценообразования на суда и морскую технику для госнужд, квот, лицензий, защиты внутреннего рынка и многого другого.
Пример несовершенства действующего в России законодательства - Закон о поставке продукции для государственных нужд № 94.
Он не учитывает специфику проектирования и строительства кораблей, когда на момент объявления конкурса на строительство корабля этап проектирования не завершен и головной исполнитель не получает утвержденного задания госзаказчика в виде технического проекта и рабочей конструкторской документации.
Итог - юридическая фикция: контракт заключается при отсутствии предмета договора, что ставит под сомнение легитимность конкурса и заключенного госконтракта. Следствием отсутствия предмета договора является необоснованность заявленных цен и невозможность точного прогнозирования сроков исполнения контракта.

- Ожидается, что в рамках визита премьера Индии Манмохана Сингха будет подписана совместная программа военно-технического сотрудничества до 2020 года и новое соглашение по цене ремонта и переоборудования авианосца «Адмирал Горшков» для ВМС Индии. Как сейчас складываются отношения с индийскими партнерами?

- Мы рассчитываем, и для этого есть основания, что в новой российско-индийской программе ВТС до 2020 года для нас найдется интересная и выгодная работа.
Переоборудование и испытания «Адмирала Горшкова» Севмаш должен завершить до 2012 года. В дальнейшем мы обеспечим гарантийное обслуживание, а также, скорее всего, и техническое обеспечение в течение всей боевой службы корабля.
Разработан новый генеральный график, учитывающий выявленные и согласованные с заказчиком дополнительные работы на корабле и их финансирование.
В ноябре техническая готовность корабля достигла почти 70%. Продолжается изготовление и монтаж трубопроводов общекорабельных систем - пресной воды, осушения, пожарной, водоотливной, систем перекачки котельного и авиационного топлива. Ведётся монтаж трубопроводов в машинно-котельных отделениях. Замечу: общая длина труб на корабле более 350 км. Также закончена центровка турбин главной энергетической установки, гидравлические испытания главных конденсаторов, идет подгонка трубопроводов циркуляционных трасс.
На корабле - 2691 помещение. В ноябре практически все они были подготовлены для проведения электромонтажных работ. Сейчас идет нарезка и затяжка электрокабеля в трассы.
Что касается финансирования заказа, то в Нью-Дели продолжаются переговоры. Позиции сторон по цене сблизились, но уточнение некоторых объемов работ продолжается. Подписание нового протокола цены ремонта и переоборудования корабля уже не за горами.

- Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий заявил о необходимости создания пяти авианосных соединений. Может ли Севмаш обеспечить серийное строительство таких кораблей?

- Мы освоили технологии строительства подводных ракетоносцев и технических средств для нефтегазодобычи, имеются производственные мощности, есть неоценимый опыт переоборудования крейсера «Адмирал Горшков», - благодаря всему этому Севмаш может обеспечить наиболее приемлемые условия для постройки авианосцев в сравнении с другими судостроительными предприятиями России.
Так, при переоборудовании «Адмирала Горшков» в авианосец освоены новые технологии, в частности, формирование полётной палубы корабля с выполнением монтажа крупногабаритных корпусных конструкций, монтаж винто-рулевого комплекса и другие. Налажено взаимодействие с предприятиями России, участвующими в разработке, проектировании, поставках и последующей наладке и испытаниях вновь устанавливаемого современного оборудования корабля.

Мировой опыт строительства крупных надводных кораблей показывает, что наиболее рациональным и экономически эффективным является крупноблочный метод постройки кораблей с использованием кранов большой грузоподъемности. Для реализации этой технологии перспективная программа развития ОАО «ПО «Севмаш» предполагает модернизацию гидротехнических сооружений предприятия, установку крана грузоподъемностью 1200 т, совершенствование транспортной схемы, модернизацию и техперевооружение основных цехов.
Добавлю, что только на выполнение на Севмаше частичной модернизации производственных мощностей под строительство крупных надводных кораблей ушло свыше миллиарда рублей.
Не стоит сбрасывать со счетов и преимущества, которые дает географическое расположение предприятия, а это закрытая акватория, прямой выход в океан, наличие в Белом море и районе Кольского полуострова полигонов для испытаний.

- Севмаш активно развивает экспортную составляющую производства. Какую долю заказов обеспечивают зарубежные партнеры?

- Из-за большой конкуренции на внутреннем и мировом рынке оружия, вооружений и специальной военной техники вся информация по линии военно-технического сотрудничества носит закрытый характер. Можно сказать, что сегодня доля экспортных заказов на предприятии по трудоемкости составляет 25%. Приняты решения Минпромторговли России о строительстве на Севмаше нескольких дизель-электрических лодок для зарубежных заказчиков, но от принятия решения до подписания контракта часто проходят многие месяцы, а то и годы.

- Когда ВМФ России пополнится головной подводной лодкой проекта «Борей» - «Юрий Долгорукий»?

- В 2009 году заканчивается первый этап морских испытаний - так называемые заводские ходовые испытания. Второй этап испытаний с выполнением ракетных стрельб и сдачей корабля ВМФ запланирован на будущий год.

- В 2009 году законсервировано строительство многоцелевой ударной атомной подводной лодки «Белгород», последней в серии кораблей проекта 945А. Возможно ли, что эта субмарина будет достроена и перевооружена?

- АПЛ «Белгород» в интересах ВМФ России достраиваться не будет: нет соответствующей строки в госпрограмме вооружения до 2015 года. Субмарину возможно использовать в качестве транспортного судна в рамках одной из федеральных целевых программ. Мы на это рассчитываем.

- Севмаш выступал с инициативой сохранить оставшиеся в составе ВМФ тяжелые атомные подводные крейсера проекта «Акула», ведь ресурс этих кораблей не исчерпан и может быть продлен. Нашло ли поддержку это предложение у федерального центра?

Сохранение в строю «Акул» - вопрос большой политики. Международные договоры и соглашения ограничивают ядерные державы в количестве носителей ядерных зарядов, пусковых установок, разделяющихся боевых частей ядерных зарядов. Это, безусловно, касается и морской системы ядерного сдерживания, к которой относятся ТАПКр «Акула».
На данный момент Севмаш предлагает все пусковые шахты тяжелого авианесущего крейсера «Дмитрий Донской» переоборудовать под ракеты «Булава». Будет обидно, если жизнь этого корабля закончится с завершением испытательной программы нового ракетного комплекса.

Фотографии предоставлены пресс-службой ОАО «Севмаш»





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей