ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Среда, 27 марта, 2024 11:39

Интеграция: Эстония как точка входа в Европу


Беседовал Денис ЗАГАЙНОВ | 12.05.2018 22:15:22

Бизнес несет убытки, санкции давят, европейские рынки закрыты – все это мы часто слышим с экранов телевизоров и читаем на страницах деловых изданий. Слышим и верим, а между тем в начале мая архангельская бизнес-делегация вернулась из Эстонии. Поездка была организована для того, чтобы показать возможности прибалтийской страны для развития северных предприятий. О том, что из этого получилось, «БК» рассказала куратор поездки – Мария МИРОНОВА, руководитель Центра по внешним связям Торгово-промышленной палаты Архангельской области.


– Мария, зачем бизнесу нашего региона сотрудничать с Эстонией?

– Северный бизнес всегда был открыт для Европы и европейских рынков – так сложилось исторически, ведь Архангельск – первый порт России. Продукцию с надписью «Сделано в России» там и сейчас ждут. Конечно, сегодня есть понятные сложности из-за общей напряженной политической обстановки: санкции и вынужденные разрывы деловых отношений накладывают свой отпечаток и на бизнес Архангельской области. Многие компании активно переориентируются на азиатское направление. Но логистические, ценовые и даже культурные факторы влияют на себестоимость северных товаров и делают европейские и скандинавские рынки все же более привлекательными для наших предпринимателей. Поэтому появляются новые механизмы, дающие российским производителям возможность локализоваться в Эстонии. Эстония – это Евросоюз, а значит, любая продукция, произведенная, к примеру, в Таллине, маркируется «made in EU», что автоматически открывает пути для торговли по всей Европе.

Эстония готова к такому сотрудничеству с российскими предприятиями и располагает современными технопарками и логистическими узлами. Во время поездки мы говорили, к примеру, о переводе части производства на базу Нарвского промышленного парка. Доделка или сборка товара в Эстонии как раз дает право на его маркировку как европейского и открывает новые горизонты для продаж. Для северного производителя это, возможно, сейчас единственный путь входа на европейский рынок, который закрыт из-за санкций и ограничений.

– Почему именно Эстония? Не Латвия, например, или любая другая страна ЕС?

– Эстония – страна, в которой созданы очень комфортные условия для ведения бизнеса. Она удобно расположена на магистральных путях из России в Европу, имеет хорошо организованную инфраструктуру.

Кроме того, эстонским подразделением компании или компанией-агентом можно полностью управлять прямо из России, имея специальную карту электронного резидента. Открытие компании занимает рекордные для Европы 20 минут. Что касается корпоративного налогообложения, то здесь используется уникальная система: нераспределенная и реинвестированная прибыль освобождается от уплаты налогов.

Еще один интересный момент – логистические модели. Эстония дает экспортеру возможность исключить оплату европейского НДС и тем самым сократить издержки. Выгода использования модели просчитывается индивидуально.

Помимо прочего, продавая через Эстонию, компания может рассчитывать на поддержку Евросоюза: субсидии, специальные зай­мы, включение в адресные программы и т. п. Добавьте к этому и отсутствие языкового барьера: здесь бизнес с Европой можно вести на русском языке и в дружественной среде.

– Есть ли положительный опыт использования возможностей Эстонии российскими компаниями?

– В Нарвском технопарке мы убедились в том, что есть. В Нарве уже «заземлены» производственные мощности как минимум трех крупных русских компаний. На эстонской земле собирают для европейского покупателя фильтры для воды «Аквафор», климатическую технику «Веза», а также смешивают лакокрасочные покрытия «Приматек». Как нам рассказали эстонские коллеги, для компании «Аквафор», например, на стадии принятия решения о выносе части производства главным фактором была скорость оформления и осуществления работ – в этом плане Эстония выгодно отличается оперативностью, несмотря на бытующий стереотип.

На одном из промышленных корпусов мы увидели уникальную картину: вместе висели флаги России, Эстонии и США. Как оказалось, одна российская компания производит комплектующие для своей продукции в России, собирает изделие в Эстонии и продает в США. Нечасто теперь увидишь такую кооперацию – бизнес преодолевает любые санкции и запреты, была бы выгода.

– Не уведете ли вы архангельские компании в Эстонию насовсем, раз там и условия лучше, и Европа?

– Нет, сотрудничество с Эстонией – это шаг для развития российских предприятий, поиск «точек входа» на весьма перспективный европейский рынок, возможность для расширения производства. Как показывает практика, в технопарках, подобных Нарвскому, локализуются небольшие и, как правило, сборочные участки производства конечного продукта. Базовое предприятие остается в России, становится более прибыльным и конкурентоспособным. Кроме того, средства, которые высвобождаются при использовании новых европейских возможностей, реинвестируются в головную компанию и способствуют ее развитию. Выигрывают от такого сотрудничества и российские потребители, и европейцы.

– И что планируется дальше?

– Одной поездкой мы, конечно, не ограничимся. Уже в начале лета эстонские коллеги собираются приехать в Архангельск для серии встреч с предпринимателями и презентации возможностей своей страны. Скажу по секрету: среди архангельских предприятий уже есть те, что всерьез задумались о выходе на европейский рынок именно через Эстонию.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей