ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 21 декабря, 2024 04:52

Татьяна Марданова: «Массовые проверки остались в прошлом»


Беседовала Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото автора, Алексея Липницкого и из архива редакции | 23.11.2021 12:41:10
Татьяна Марданова: «Массовые проверки остались в прошлом»

До 15 декабря 2021 года налоговые органы принимают заявления от малого и среднего бизнеса в особо пострадавших от COVID-19 отраслях на получение единовременной субсидии. Вместе с тем в законодательстве произошли изменения, на которые предпринимателям следует обратить внимание. О новшествах и особенностях работы налоговых органов «Бизнес-классу» рассказала начальник ИФНС России по г. Архангельску Татьяна МАРДАНОВА.


– Татьяна Викторовна, сейчас инспекция принимает заявления на предоставление субсидий пострадавшему бизнесу. Активно ли за этой выплатой обращаются архангельские предприниматели?

– Прием стартовал 1 ноября, и уже в первые дни мы регистрировали по 100-150 заявлений, которые отрабатывали в оперативном порядке. В течение суток предприниматели получали денежные средства на свой расчетный счет. Сейчас активность несколько снизилась, но заявления мы по-прежнему принимаем каждый день. За первую половину ноября от налогоплательщиков Архангельска поступило более 900 заявлений на субсидию в связи с нерабочими днями. Прием продлится до 15 декабря. Заявление можно подать через «личный кабинет» налогоплательщика.

Организации могут получить выплату в размере 1 МРОТ (12 792 рублей) на каждого сотрудника, который оформлен официально, а индивидуальные предприниматели – еще и на себя (в том числе те, кто не имеет наемных работников).

Претендовать на субсидию вправе юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр МСП на 10 июля 2021 года и отвечающие определенным условиям. Проверить их соблюдение можно на сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.gov.ru). Также за выплатой могут обратиться социально ориентированные некоммерческие организации.

– Изменилось ли количество субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020-2021 годах по сравнению с допандемийным периодом? И прогнозируется ли в этой связи изменение доходной части бюджета Архангельска?

– Негативной динамики не отмечаем. Скорее наоборот: с каждым годом наблюдаем увеличение налоговых поступлений со стороны бизнеса в бюджет Архангельска. Эта тенденция сохранилась и в пандемию. В 2019 году по сравнению с 2018-м объем поступлений составил 106,9%, а в 2020?м – 107,5%. По итогам 2021 года прогнозируем этот показатель на уровне 112,6%.

Да, были опасения в прошлом году из-за пандемии и введенных ограничений для бизнеса, что на прогнозируемые показатели выйти не удастся. Но в итоге удалось их даже перевыполнить. Экономика способствует росту налоговой базы. Кассовые планы бюджета исполняются.

bar_fabrika.jpg

Если говорить в целом, то в Архангельске на 11 ноября 2021 года в реестре субъектов МСП состоит 15 286 лиц, среди них 6328 юридических лиц, где трудятся более 28 тысяч человек, и 8958 индивидуальных предпринимателей с численностью работников 5752 человека. Наиболее популярные сферы работы малого и среднего бизнеса – оптовая и розничная торговля, бытовые услуги, общепит, автоперевозки.

– В Архангельской области с 1 июля 2020 года появилась еще одна категория налогоплательщиков – самозанятые. Насколько популярен налог на профессиональный доход (НПД)?

– Этот налоговый режим достаточно популярен, количество самозанятых постоянно растет. По состоянию на 1 ноября 2021 года в ИФНС России по г. Архангельску зарегистрировано 5489 плательщиков НПД, из них 883 ранее являлись индивидуальными предпринимателями. Со временем 482 ИП снялись с учета и остались самозанятыми.

В целом в структуре плательщиков НПД больше всего сдающих в аренду жилье, репетиторов и тех, кто предоставляет различные бытовые услуги – к примеру, занимается ремонтом техники. Также среди самозанятых немало водителей, чья деятельность ранее не была легализована.


До 1 декабря 2021 года владельцы квартир, домов, дач, земельных участков и автомобилей должны уплатить налоги за свое имущество за 2020 год.

Вместе с тем не каждый может применять налог на профессиональный доход. В зоне риска – самозанятые, получающие доходы от бывших работодателей. Как правило, они продолжают работать на том же месте, что и прежде. Анализируется периодичность выплат самозанятым, доля их доходов от конкретной организации или ИП. Здесь есть признаки скрытых трудовых отношений. На таких налогоплательщиков мы обращаем пристальное внимание, указываем на риски, и в итоге чаще всего они снимаются с учета в качестве самозанятых, а в дальнейшем либо становятся индивидуальными предпринимателями, либо возобновляют официальные трудовые отношения.

– На какие изменения в работе налоговой предпринимателям необходимо обратить особое внимание?

– С сентября 2020 года мы исключаем из госреестра индивидуальных предпринимателей, которые не предоставляют отчетность в течение 15 месяцев и имеют задолженность по уплате налогов и взносов. При этом сумма задолженности может быть любой. Так, по состоянию на 1 ноября текущего года в регионе по данному основанию из государственного реестра исключены 3603 предпринимателя, а в Архангельске – 1428. В большинстве случаев это те, кто по факту не ведет деятельность.

Чтобы остаться в реестре, предприниматель должен заявить о себе в течение месяца с даты публикации этой информации в «Вестнике государственной регистрации», оплатить задолженность и представить отчетность.

– Еще одно из нововведений – выдача квалифицированной электронной подписи (КЭП). Ранее этим занимались специализированные компании. Как организована в инспекции эта работа?

– Действительно, с 1 июля 2021 года ФНС России предоставляет бесплатную услугу по выпуску квалифицированной электронной подписи для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов. Сейчас идет переходный период: до 1 января 2022 года КЭП можно получить в коммерческих удостоверяющих центрах, аккредитованных по новым правилам. Такие подписи действуют до окончания срока, на который они выданы.

За получением КЭП нужно лично обратиться в налоговый орган с заявлением, паспортом и СНИЛС, а также предоставить сертифицированный USB-носитель формата Тип-А. По состоянию на 1 ноября наша инспекция выдала 1040 КЭП: 609 из них – юридическим лицам, 431 – предпринимателям.

Следует отметить, что техподдержка, продажа программного обеспечения для электронного документооборота, носителей, а также прочие сервисные услуги остались за бизнесом.

– Изменился ли подход к проведению налоговых проверок?

– Фискальная составляющая нашей работы изменилась, остались в прошлом массовые проверки. Теперь каждый выход на место является результатом тщательного анализа, кропотливой подготовки, общения с налогоплательщиком с предложениями уточнить налоговые обязательства. Другое нововведение – тематические проверки в отношении плательщиков, которые находятся в зоне риска. Стало меньше и камеральных проверок. Это связано с отменой налога на вмененный доход: ранее основная масса таких проверок приходилась на плательщиков ЕНВД.

proverki_biznesa.jpg

– Расскажите о реализации в Архангельске отраслевого проекта ФНС России по «обелению» общепита?

– Проект направлен на вывод из тени сферы общественного питания и легализацию полученной выручки. Он стартовал в 2021 году. С января по июль мы проводили разъяснительную работу с предпринимателями и владельцами бизнеса. А с августа начались проверки, в 45 случаях из 50 выявлены нарушения. В частности, на трех объектах общепита отсутствовала ККТ, еще в 17 работали без применения ККТ, хотя онлайн-кассы были. Также зафиксированы нарушения при оформлении кассовых чеков и даже невыдача их при наличии ККТ.

Важно отметить, что в сфере общественного питания юридические лица и предприниматели обязаны применять онлайн-кассы и фиксировать всю полученную выручку. Для начала мы предупреждаем налогоплательщиков, проводим разъяснительную работу, но если нарушение выявляем повторно, то уже выписываем штрафы, а они достаточно большие.

Всего в Архангельске работает 449 точек общепита (это 279 налогоплательщиков), в них установлена 661 онлайн-касса.

– Подобный отраслевой проект реализуется и на розничных рынках?

– Совершенно верно. Этот проект также стартовал в текущем году и направлен на сокращение теневого оборота розничных рынков и поступление в бюджет налогов в объеме, соответствующем торговым оборотам. С апреля по октябрь 2021 года проведено 33 проверки, во всех случаях были выявлены нарушения. На 23 объектах установлено неприменение ККТ, в 9 – нарушения в оформлении кассовых чеков, а в одной точке контрольно-кассовая техника применялась, но чек покупателю не выдали.

rinok_inside.jpg

Всего по состоянию на начало ноября 2021 года на территории центрального рынка, ярмарок и ТЦ «Терминал» работает 181 налогоплательщик, у 151 из них зарегистрирована 171 единица ККТ, у 30 налогоплательщиков обязанность в применении контрольно-кассовой техники отсутствует.

– Каковы основные нарушения, выявляемые в ходе налоговых проверок?

– Помимо вышеописанных нарушений, нередко у налогоплательщиков встречается занижение доходов, необоснованное включение в состав налоговых вычетов суммы НДС по взаимоотношениям с фиктивными фирмами, дробление бизнеса. Также фиксируется неправомерное использование патентной системы налогообложения, несвоевременное перечисление НДФЛ.

Среди частых нарушений – занижение числа работников. Этому вопросу инспекция уделяет особое внимание. Такая картина особенно характерна для компаний, занимающихся клинингом, а также для сферы пассажирских перевозок, где немало нелегальных водителей и кондукторов. 

green_bus.jpg

Чтобы понять, сколько людей трудится на автопредприятиях, мы отслеживаем количество маршрутов, исходя из данных контрактов, которые администрация заключила с перевозчиками. Ведь не может же на трех маршрутах работать всего пять человек. Также сотрудничаем с медицинскими организациями, где работники проходят медкомиссию, – это тоже помогает понять, сколько человек трудится в той или иной компании.

– На какие еще направления в своей работе налоговая служба делает особый упор?

– Налоговые органы становятся все более клиентоориентированными: вводится сервисный подход, создаются комфортные условия для исполнения налогоплательщиками их обязанностей, чтобы оплатить налоги можно было быстро и удобно, а уклоняться невыгодно. Внедряются дистанционные способы взаимодействия: на сайте ФНС более 70 электронных сервисов. Развивается линейка «личных кабинетов» для физических лиц, предпринимателей, юридических лиц и самозанятых.

Продолжается цифровизация налогового администрирования, которая включает в себя современные программные продукты, обмен данными с другими госструктурами. В результате действия налогоплательщиков с налоговым риском автоматически попадают в поле нашего зрения через инструменты дистанционного мониторинга и становятся объектом пристального внимания. Работа по всем этим направлениям будет продолжена.

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей