Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Алексей Липницкий | 18.11.2011 06:15:51
Почему налоговая инспекция больше не советует «спать спокойно»? Какие «сюрпризы» уготованы бизнесу? В чем начальник регионального УФНС не согласен с местными депутатами? Накануне Дня налоговой службы (21 ноября) мы встретились с руководителем Управления ФНС России по Архангельской области и НАО Александром СЕМЧУКОВЫМ, заранее договорившись, что интервью будет неформальным.
- Александр Сергеевич, появилась информация, что ФНС России ищет замену известному с конца 90-х слогану «Заплати налоги и спи спокойно». Есть что-то более позитивное?
- Согласитесь, это была реклама, рассчитанная, скорее, на чувство страха. И в каком-то смысле она достигла своей цели. Недавно ФНС провела опрос налогоплательщиков в регионах: какой слоган больше всего подошел бы нашей службе? «Иных уж нет, других – домучить» - преобладали подобные варианты.
Однако образ «карательной машины» для нас в прошлом. Процитирую высказывание руководителя ФНС России Михаила Мишустина: «Налоговая служба — сервисная компания, ориентированная на клиента». Гораздо эффективнее поддерживать контакты с предпринимателями, вовремя указывать им на расхождения в декларациях, чем потом сидеть по нескольку месяцев на выездных проверках и портить друг другу нервы. В 2011 году по уточненным декларациям, то есть добровольно, бизнес в области доплатил более 1 млрд рублей налогов — это уже результат.
Выездными проверками, кстати, в течение года охватывается всего около 1% предприятий региона. Малый бизнес вообще практически не беспокоим. Во-первых, потому, что таков принцип ФНС: не мешать. Во-вторых, суммы по малым предприятиям, как правило, проходят небольшие — такие проверки для нас «не окупают» самих себя.
Мы опрашивали плательщиков: средняя оценка качества работы налоговых инспекторов в области - 4,7 балла по 5-балльной шкале. Жалобы практически перестали поступать.
- Сейчас активно обсуждается отмена ЕНВД, переход на патентную систему. Многие предприниматели, вернувшиеся в «нулевых» годах на «белую» схему расчетов с государством, опять заговорили об уходе «в тень».
- Начнем с того, что ЕНВД пока никто не отменял. Не исключено, что все еще будет «переиграно», как это нередко случается в нашей стране. Да и что плохого в патентной системе? К примеру, приходит к нам бизнесмен и говорит: «Открываю пилораму, нанимаю пять человек рабочих. Содержать бухгалтера не хочу». От предпринимателя, получившего патент, как раз не требуется финансовой отчетности. Он просто платит фиксированную стоимость патента, которая, кстати, в нашем регионе значительно ниже суммы ЕНВД.
В России сейчас достаточно гибкая и лояльная система налогообложения. Малый бизнес, в частности, охотно выбирает «упрощенку». На ноябрьской сессии областного Собрания депутатов принят закон о снижении ставок для некоторых видов предприятий, использующих эту форму: с 15% до 10% и даже до 7% от разницы между доходами и расходами - это совсем небольшой налог. Для сравнения: в Норвегии бизнес отдает государству до 80% доходов.
- Вам часто приходится критиковать законы, принимаемые региональным парламентом в сфере налогообложения?
- Назовем это не критикой, а разъяснениями. Да, встречаются спорные законопроекты. Например, недавно принятый закон о налоговых льготах для инвесторов. Области как воздух нужны сильные налогоплательщики, а мы им даем льготу и по налогу на имущество, и по налогу на прибыль... Наверное, здесь нужен какой-то другой подход.
Не очень понятны постоянные споры между правительством области и муниципалитетами по поводу «раздела» НДФЛ, «дани» с городов. Практически все муниципальные бюджеты растут. Так было даже в годы кризиса: наверное, помните, Кудрин приезжал сюда с визитом и очень удивлялся. 15-20% средств региональной казны ежегодно уходит на «межбюджетку».
В то же время, сами муниципалитеты не задействуют всех резервов. Возьмем, например, земельный налог. В Архангельске значительная часть земельных участков не используется по назначению. В пригородах активно ведется строительство коттеджей, которые почему-то не ставятся на учет. Повсеместно крайне неэффективно управляются муниципальные предприятия, при этом главы администрации копируют «серые» схемы бизнеса, выводя из МУПов имущество, чтобы не платить долгов. Вот в чем надо разбираться.
- У Архангельского управления ФНС высокий процент выигранных в суде дел по организациям — 73%. Как вы добились такого результата?
- В марте мы пересмотрели подход к организации выездных налоговых проверок. Тщательно проводим предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности и только потом выходим на предприятие – думаю, это сыграло свою роль.
С начала года возбуждено 12 дел по уклонению от уплаты налогов, по четырем уже вынесены решения. Одно из них — в отношении гендиректора ОАО «Котлас-Молоко» Сергея ХМЕЛИНА, который, единолично управляя предприятием, выводил из оборота имущество в подконтрольные коммерческие фирмы. Доказано, что делалось это для того, чтобы не расплачиваться с кредиторами и бюджетом. Суммарный долг на тот момент составлял порядка 5 млн рублей.
Резонансное дело в отношении директора УК «Связькабельстрой» Юрия СУХАНОВА тоже «раскрутилось» с нашей подачи. Речь, напомню, идет о документообороте с подставными организациями, благодаря чему компания неправомерно пользовалась вычетами по НДС и занижала налог на прибыль. «Экономия» превысила 80 млн рублей.
- Какие сферы бизнеса вам доставляют больше всего хлопот?
- По управляющим компаниям Архангельска дел пять-семь было. Однако за исключением «Связькабельстроя», каких-то серьезных схем уклонения от уплаты налогов мы не нашли.
Отмечается заметный рост задолженности по НДФЛ в розничной торговле. Предприятия ссылаются на нехватку оборотных средств. Приходится лишний раз объяснять, что ФНС это не банк, в котором можно кредитоваться. Однако пени и штрафы у нас такие, что для бизнеса проще платить их, чем ставки по коммерческим кредитам на пополнение «оборотки».
Такая же ситуация со средним бизнесом в лесном комплексе. На сегодня отрасль обеспечивает лишь 6% бюджета области — какой же мы после этого лесной регион? По одним только лесхозам еще летом долги составляли около 280 млн рублей. Мы обратились в профильное министерство к Юрию ТРУБИНУ. Не знаю деталей его разговора с руководителями предприятий, но после этого в бюджет поступило более 70 млн рублей.
- Помимо наполняемости бюджета, правительство региона декларирует поддержку малого и среднего бизнеса — иногда эти две задачи несовместимы...
- Я сдержанно отношусь к тезису, что государство должно бизнесу помогать. Бывают случаи, когда предприятия обращаются к нам с просьбой о содействии: скажем, подводит заказчик - не оплачивает уже отгруженную продукцию. Мы идем навстречу, если нам представляют подтверждающие документы.
Но гораздо чаще мы сталкиваемся с необоснованным желанием получить преференции. Если ты участвуешь в тендерах, поставляешь, к примеру, тоннами картофель или мясо в школы — разве это малое предпринимательство? Встречаются так называемые малые предприятия, которые имеют сотни миллионов рублей ежегодного оборота и хотят «сидеть на упрощенке». В южный районах области сейчас проходит ряд таких дел.
Защищать свои интересы перед государством надо, но законными путями и сообща. В Москве и Петербурге в бизнес-объединениях жизнь кипит: они все время чего-то добиваются. В нашей области бизнесу свойственна инертность. Мы готовы к сотрудничеству, но и встречное движение необходимо.