ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 02:57

Птица в свободном полёте: как добиться продуктивности вне офиса?


Светлана КОРЕЛЬСКАЯ | 26.11.2009 09:32:15

Фриланс – или работа в штате? Таким вопросом задаются время от времени специалисты с опытом выполнения индивидуальных заказов: программисты, дизайнеры, журналисты, маркетологи, копирайтеры, веб-разработчики, переводчики… У них могут быть клиенты в одном или нескольких городах и разная степень финансовой независимости. Рынок фриланс-услуг в России только формируется. Есть сайты, предлагающие удалённую работу всем, кто готов испытать себя в новой роли, но добиться успеха на этом поприще нелегко.

Человек, завязанный на единственную компанию, – пусть удалённо, с использованием всех современных средств связи, – не может называться фрилансером в полном смысле этого слова. Фриланс – это путь одиночки, выполняющего параллельно несколько заказов, это финансовые взлёты и пике, строгая самодисциплина и свободная импровизация, бессонные ночи и долгожданные прорывы, когда можно отдохнуть и напрочь забыть о будничной гонке.
Работа на износ за мизерный гонорар – это верный путь к творческому угасанию, распространённой в наших краях участи «свободного художника». Чтобы её избежать, нужно самоорганизоваться. Выстроить график работы, контакты с клиентурой, партнёрами так, чтобы не замкнуться в четырёх стенах своей квартиры, а, напротив, чувствовать себя частью большой команды.


«Нужна рабочая группа: дизайнер, программист, копирайтер, специалист по продвижению» – так начинаются стандартные объявления о наборе людей для создания сайта. Давно минули те времена, когда все эти функции брал на себя один человек. Поэтому, прежде чем получить свидетельство о регистрации ИП и назвать себя фрилансером, ищите союзников. Содружества одиночек, возникающие «под заказ», подобно джаз-бэндам, легко распадаются и создаются вновь. Работать в них выгодно с экономической точки зрения и полезно для профессионального роста. Участники одного проекта обмениваются знаниями, идеями и, что очень ценно, свежей информацией о рынке: расценках на услуги, добросовестных и недобросовестных клиентах, конкурентной среде.
Начинающего фрилансера ждёт немало испытаний. Начнём с того, что его легко «кинуть на деньги». Как бы вы ни были талантливы, каким бы мастером слова или великим художником ни видели себя в юношеских мечтах, фриланс – это хорошо поставленное ремесло. Не более и не менее. Не секрет, что пока в устах некоторых бизнесменов иронично брошенное сочетание «свободный художник» является синонимом других характеристик – «блаженный», «лох» или «маргинал», в зависимости от словарного запаса. И мало кто жаждет оплачивать ваши услуги по рыночной стоимости.


Определить свою цену – очень сложная задача, пока у вас нет громкого имени, раскрученной марки и легко узнаваемого логотипа. Для начала полезно почитать советы более опытных коллег в профессиональных сообществах – например, такой: «Независимо от того, работаете ли вы с клиентами, друзьями или родственниками, скажите «нет» любой бесплатной работе и работе без контракта!»
«Не бойтесь тратить деньги, чтобы заработать больше. Другими словами, если программа стоит 100 долларов и экономит вам 20 часов работы, купите её. Копите как можно больше на чёрный день, потому что он непременно придёт» – ещё один совет из той же серии. Перспектива нестабильности сдерживает карьеру. Профессионалы, испытывающие себя в роли фрилансеров, часто имеют «запасной аэродром», заключая долгосрочные контракты с какой-либо фирмой, где в принципе возможен гибкий график работы.
«Я могу выступать в роли архитектора, проектировщика, дизайнера интерьеров, декоратора, но уже второй год работаю по долгосрочному соглашению главным архитектором ООО «Фронтон», – рассказывает выпускница Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии Татьяна ФРЕЙБЕРГ. – Мы делаем офисный центр из трёхэтажного здания бывшего заводского общежития. По ходу воплощения проект не раз менялся, автор концепции Ирина привлекла к его реализации очень интересных людей. Многие, и я в том числе, работали как фрилансеры, но Ирина предпочла дать каждому небольшую зарплату - хорошее подспорье при переходе на следующий уровень.
На тот момент у меня было несколько проектов параллельно: квартиры, оформление витрин, интерьеров… Их было довольно много, и, честно говоря, я устала, набирая опыт за счёт вариативности. Тогда у меня не получилось создать команду, которую легко контролировать. Легче было всё делать самой. Сейчас я честно помогаю Ирине, но параллельно выполняю ещё несколько вполне легальных самостоятельных заказов, и у меня есть эти гарантированные 20 тысяч, от которых я не завишу: могу работать больше или меньше, переживать творческий застой…
В рамках одной структуры мне по-прежнему скучно, чего немного стыжусь. Всё-таки это чужой проект: ресторан и 16 комнат, 8 сделано, осталось ещё 8. Скоро он закончится, и нет никакого смысла уходить. Значит, своё дело я начну несколько позднее. А сейчас никто не вынуждает приходить на работу с одиннадцати до семи, хотя я честно стараюсь не выбиваться из общего графика. Вот сейчас сорвалась на три дня в Архангельск, потому что всё подготовила и уверена, что без меня ничто не застопорится».


Типичный фрилансер – сам себе начальник и сам себе PR-менеджер. Пока нет ощущения того, что ты значимая фигура, внутренней уверенности, отступления возможны и закономерны. Сочетание одного «якорного» проекта и множества «халтур» учит строить свою практику, отделять главное от второстепенного, уступать лишние заказы менее загруженным коллегам.
У каждого «вольного стрелка» есть обязательство – дедлайн. В несоблюдении сроков кроется причина конфликтов с заказчиками, но не это главное. Беда в том, что халатность подспудно разрушает всю логистику бизнеса. Такие явления особенно характерны для России.
«Фриланс – это удел смелых и самостоятельных людей независимо от профессии, – считает директор рекламного агентства «Сентябрь» Светлана ДУРКИНА. – А самостоятельность их заключается в том, что они берут на себя ответственность за сроки и результат. Отработав много лет в маркетинговых службах разных компаний, я часто обращалась к независимым специалистам, и происходил своего рода естественный отбор. Сейчас я могу навскидку назвать несколько имён: фотограф Владимир ТРЕФИЛОВ, стилист Елена РЕЗИЦКАЯ, ведущие мероприятий Ирина УЛЬЯНОВА и Захар ОНИЩУК. В критические моменты им ни разу не пришлось искать замену, затрачивая лишние силы и эмоции».


Привлекая к работе фрилансера, клиент обращает внимание не только на профессионализм, но и на человеческие качества. Когда работать с ним легко и приятно, «сарафанная почта», старейший инструмент PR, обеспечивает постепенный рост гонораров и статуса специалиста.
Есть отличный способ научиться не создавать проблем клиенту, говорят опытные фрилансеры, – взяться за сложный и многопрофильный проект, где самому приходится выступать в роли заказчика. Кстати, это отличное лекарство для «трудоголика» с синдромом хронической усталости, по уши заваленного работой и ничего не успевающего в срок. Если вал заказов непосилен, это не свидетельствует о ваших достоинствах, а чаще всего является первым симптомом того, что вы продаёте свои услуги за бесценок.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей