ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

В Архангельске создается техника для зимнего бездорожья


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 14.01.2011 07:38:17

Скоро в Архангельске появится первый ледорез-вездеход местного производства. Его «предки» работали еще на команду академика Королева. В 1965 году космонавтам Павлу Беляеву и Алексею Леонову пришлось сажать корабль вручную. Экипаж не один день вызволяли из глухой тайги. После этого Королев заказал ЗИЛу вездеход, для которого нет преград. Архангельская фирма «АРКТЭКС» взяла на вооружение легендарные разработки.

В активе команды  ООО «АРКТЭКС» («Арктическая экспедиция») — большой опыт службы в спасательных подразделениях области. Задолго до написания бизнес-плана они задались идеей создания мобильного противопаводкового отряда, оснащенного транспортом абсолютной проходимости и техникой собственной разработки, производимой на местных предприятиях.
«Во время паводка на реках области проводится три вида работ, и у каждого из них свои недостатки. Взрывание льда - дело сложное и достаточно опасное, приходится привлекать много людей, наносится ущерб природе. Ледокольные работы обходятся очень дорого. Кроме того, особенности устья Двины и притоков таковы, что ледоколы далеко не везде могут пройти — не хватает глубины. А вот ледорезные комплексы на наших реках можно использовать более широко, если их усовершенствовать», - рассуждает директор «АРКТЭКСа» Олег МАЗУР (на снимке).

Есть способы сделать ледорезный комплекс более мобильным и непотопляемым, повысить его проходимость. Технические нюансы авторы проекта пока держат в секрете, но говорят, что это будет вездеход, способный двигаться действительно «не разбирая дороги». Помимо ЗИЛа, подобные машины выпускали американцы — для ведения боевых действия во Вьетнаме.
Сейчас нигде в мире промышленного производства подобных установок нет. Единичные «зимние» экземпляры выпускали Норвегия, ЮАР, США. Есть свои наработки в Канаде и Финляндии.
«Информацию собирали по крупицам. Наладили контакты с людьми, работавшими над созданием тех, советских машин. Их главный конструктор, Виталий Грачев, рано ушел из жизни, но, к счастью, большинство людей, которые с ним работали, живы и здоровы. Они-то и помогли на первом, самом сложном этапе, когда принималось решение о целесообразности возобновления разработок», - рассказывает Олег Мазур.

Первые наброски делали буквально «на коленке», а основные чертежи созданы уже с использованием возможностей Интернета и конструкторских программ.
По расчётам авторов проекта, усовершенствованный ледорезный комплекс позволит безопасно проходить порядка 20 км в сутки - это достаточно высокая скорость с учетом особенностей наших водоемов. По многолетним наблюдениям, зимняя «корочка» на реках области к марту достигает 75-90 сантиметров. Стандартная установка «АРКТЭКСА» рассчитана на метровую ее толщину. Для работ в устье Северной Двины создается и более мощный экземпляр с возможностью прохождения ледяных пластов толщиной до 2,5 метра.
Двигатель машины, по словам Олега Мазура, потянет все, что угодно, на нее можно установить даже жилой модуль для команды на случай длительной командировки.
Проект уже получил поддержку областного минэкономразвития — «АРКТЭКСу» был выделен грант на 300 тысяч рублей. Интерес к проекту проявили министерство транспорта и связи, региональное управление МЧС.
«Пока же одни затраты. Областной грант в них буквально растворился, погасив процентов восемь всех расходов. С оформлением кредита возникли трудности: банки ставят условия, которые для нас на данный момент невыполнимы: минимум год опыта работы, положительный баланс на счетах. Пока приходится рассчитывать на собственные возможности», - продолжает Олег Мазур.

В ближайшее время «АРКТЭКС» выпустит два первых образца своей техники, готовится третий. Уже в феврале, после испытаний и, если потребуется, доработок, они будут в строю.
Впоследствии Олег Мазур собирается создать своеобразный холдинг узкой специализации, заключив договоры с действующими заводами Архангельска и Северодвинска. Это позволит удешевить производство: не нужно с нуля создавать площадку, искать специалистов.
Этим амбиции «АРТЭКСА» не исчерпываются. Есть идея в качестве испытаний дойти на своей технике до Химкинского водохранилища в Москве. И, может быть, организовать экспедицию из Архангельска на Северный полюс.
«В этом нет ничего нереального — сейчас до полюса даже на джипах и каракатах добираются. Надеемся, что не останемся в стороне от больших проектов, связанных с освоением Арктики и развитием Северного морского пути, - сегодня это актуально», - говорит Олег Мазур.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5