Диана ЕПИФАНОВА, студент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью САФУ. Фото Петра МЕНЬШИКОВА | 10.12.2024 15:23:56
В каждом изделии Олега УТКИНА и Алёны АКИМОВОЙ, создателей «Поморского тапка», – тепло и атмосфера нашего региона, переданные в весьма оригинальном ключе. «Белошипы», «ДикоБразы» – какие ещё изделия архангельских мастеров пользуются спросом? Совместимы ли, по мнению творческого дуэта, хэнд-мейд и продажи на маркетплейсах?
– Олег, Алёна, что вдохновило вас на открытие бизнеса по созданию тапок ручной работы?
– Нашей мастерской чуть больше полугода. Обоим всегда хотелось делать что‑то своими руками, при этом оригинальное, полезное и нужное людям. Нас привлекали и вдохновляли изделия ручной работы, так как в таких вещах, несомненно, присутствует частичка души. А поскольку сами мы коренные поморы, стремимся отразить дух родного края в своих изделиях.
– Какие традиции Русского Севера вам наиболее близки?
– Поморы – сильный и независимый народ, который, несмотря ни на что, сумел сохранить свою аутентичность. Здесь никогда не было крепостного права. Именно дух свободы отражается в философии нашего бренда, в дизайне изделий.
Мы чтим традиции и культуру наших предков, так как в каждом из нас течёт кровь ремесленников. Например, мама Олега была швеёй, его прадед – самым известным сапожником в деревне. Алёну учила бабушка: и шить, и вязать, и вышивать традиционные поморские узоры. Каждый созданный нами продукт – это не просто вещь, мы стремимся сохранить, передать методы и техники производства, которые существовали на Русском Севере.
– Среди всего многообразия изделий у вас есть микротапки в виде брелоков. С какой целью делали?
– Наши микротапки – это, в первую очередь, примеры работ в миниатюре, их можно посмотреть и потрогать, а во‑вторых – отдельно существующий продукт, который может стать оригинальным подарком. А ещё на них можно нанести любую поморскую символику.
– Расскажите о выборе материалов для своих изделий и процессе их создания.
– Мы просто выезжаем в ближайшую деревню и находим там самую толстую и старую корову. Потом договариваемся с хозяином бурёнки и ждём своего часа. Шутка. На самом деле, к выбору материалов подходим очень щепетильно, так как хотим, чтобы наши работы были особенными, выбираем лучшую кожу. Отдаём предпочтение натуральной толстой коже с красивой лицевой стороной, без финишной обработки. В настоящее время работаем с российскими и белорусскими производителями.
Создание тапок – процесс кропотливый, так как мы, как и наши предки на протяжении многих веков, используем только ручной инструмент, который не требует подключения к электрической розетке. В мастерской нет ни швейных машин, ни гидравлических вырубных прессов, ни других специальных станков, которые используют современные кожевники. Наши основные инструменты – нож, пробойник, шило, молоток, шорные иглы и две пары рук. Да, это занимает приличное количество времени, но зато всё сделано с душой и вниманием к каждой детали. Процесс изготовления одной пары тапок состоит из более чем 30 операций. Но если вкратце, то это разметка, раскрой, пробой, сборка, сшивание и проклеивание всех кожаных заготовок. Потом финишная обработка деталей… и всё.
– У ваших тапок очень интересные названия. По внешнему виду многих изделий сразу понятно, по какой причине их так «именовали». Но почему, к примеру, «Белошипы», «ДикоБразы»?
– Всё правильно: всем своим видом «подсказывают» название, например, тапки «Сырные», «Лабутапки», «Демоны» и просто «Потрясающие». Другое тут и в голову не придёт. Из всей нашей коллекции наиболее символичны тапки «Белошипы» – суровые и колючие, как январские метели, и в то же время белые и мягкие, как снег. Происхождение тапок «ДикоБразы» связано со старинной легендой – древние поморы прицепляли к своим лаптям острые костяные наконечники, глушили ими сёмгу, которая водилась вдоль побережья Белого моря.
– В чём ваша уникальность на региональном рынке изделий из кожи?
– Есть у нас одна фишка – нанесение любого изображения на тапки клиента под заказ. Уникальность определять, конечно, нашим клиентам, но, если честно, то давайте по пальцам посчитаем, сколько в Поморье мастеров-кожевников, которые делают тапки из кожи. В основном они изготавливают кошельки, ремни, сумки. А нам нравится делать что‑то более нужное в домашнем быту.
– Как вы реализуете свои изделия, какие каналы продаж используете?
– Мы не сторонники продаж хэнд-мейда через маркетплейсы. Для нас подобные площадки звучат не по-поморски, поэтому все продажи пока что идут через группу в социальной сети «ВКонтакте». Производим изделия в Архангельске. У нас есть много идей для партнёрства с сувенирными магазинами в нашем регионе. Нашей мастерской, повторимся, чуть больше полугода, но уже на третьем месяце её существования пришлось брать дополнительные выходные на основной работе, чтобы успеть выполнить все заказы.
– Каким видите будущее своего творческого бизнеса?
– Планируем получить грант от государства, расширить на эти средства мастерскую, создать новые рабочие места и, конечно, увеличить модельный ряд. В настоящий момент готовим новую линейку товаров: коллекцию тапок с символикой нашего родного края. В ней будут органично переплетаться образы прошлого и настоящего Поморья.