ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Сезон экспериментов: поддержку малого бизнеса оценили в 20 млрд рублей


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 03.11.2011 08:53:49

altВпервые в новейшей истории на поддержку малого и среднего бизнеса в России направляется «достаточно адекватная», по оценкам минэкономразвития, сумма: свыше 20 млрд рублей на три года. Предполагается, что благодаря новым направлениям господдержки число предприятий в этом сегменте рынка возрастет в 1,5 раза. Насколько соответствуют директивы Правительства тому, что реально происходит в регионах? Этот вопрос обсуждался на III ежегодном деловом форуме в Москве, организованном газетой «Ведомости» и «Опорой России».

Бег на месте

«Были попытки секвестировать эту программу. Мы навалились, что называется, всем миром и финансирование сохранилось в таких объемах. Но много это или мало — 20 миллиардов? Создается впечатление, что мы топчемся на месте: застыли где-то на отметке 23% занятости населения в малом бизнесе, 21% ВВП (в Европе — более 60%). После кризиса, когда в 2011 году резко возрос размер страховых взносов, появились знаковая тенденция: все больше малых предприятий в регионах сдают «нулевую» отчетность. Это значит, что люди законсервировали свой бизнес и ждут развития ситуации», - рассуждает президент «Опоры России» Сергей БОРИСОВ.

По его словам, вопреки расхожим утверждениям, главная проблема МСБ — не административные барьеры, а недостаток кадров. В годы кризиса налоговые поступления от крупных предприятий в среднем по стране снизились на 22%, в частности из-за того, что финансовые проблемы решались за счет сокращения штатов. Малый бизнес, напротив, «абсорбировав залповые выбросы трудовых ресурсов», добавил в налоговых платежах 5% .
«В этом его миссия. Но готова ли наша система образования переучивать людей? Ориентируем ли мы молодежь на приход в малый бизнес? Или мы остановимся на самом простом и малоэффективном решении - откроем шлюзы и наберем кадры из-за рубежа?» - продолжает Сергей Борисов. 

В 2011 году с подачи банка «Уралсиб» настроения российских предпринимателей в регионах активно исследовал ВЦИОМ. Как рассказал председатель правления банка Ильдар МУСЛИМОВ, более 54% респондентов в ближайшие пять лет планируют наращивать свой бизнес и чувствуют себя вполне комфортно. Лишь 4% отвечавших заявили, что не видят перспектив. При этом менее половины участвовавших в исследовании предпринимателей обращаются в банки для решения финансовых задач.
«Это говорит о том, что малый бизнес у нас по-прежнему непрозрачен. Кроме того, предприниматели в России активно кредитуют друг друга, «забывая» о том, что такое сотрудничество вне правового поля, а значит чревато проблемами», - считает Ильдар Муслимов.

По мнению Сергея Борисова, российские банки еще не сказали своего решающего слова во взаимоотношениях с бизнесом — только совсем недавно они заинтересовались этим сегментом рынка. Сбербанк, в частности, в октябре утвердил собственную программу развития малого предпринимательства: речь идет не только о расширении кредитной линейки, но и совершенствовании самой системы с позиции «выращивания» бизнеса клиентов.

Не числом, так инновациями?

По словам директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Натальи ЛАРИОНОВОЙ, на трехлетнюю перспективу на поддержку бизнеса в федеральном бюджете заложено 21-23 млрд рублей. Однако многие российские регионы из-за вялости исполнительной власти не используют предоставляемые возможности.

«Мы очень долго говорили, допустим, о промышленных парках - первый такой проект был реализован в Татарстане еще в 2006 году. Сколько потом проводилось конференций, скольких чиновников из регионов приглашали — почти пять лет никакого интереса к этой теме. А сейчас всех как прорвало. Однако акценты изменились: простым увеличением числа компаний, количества вовлеченных в бизнес людей, наверное, поставленные задачи уже не решить», - отмечает Наталья Ларионова.
Федеральное Агентство стратегических инициатив (АСИ), созданное по протекции премьер-министра РФ Владимира ПУТИНА для денежной подпитки рынка, также осторожно в предложениях.

«Федерация готова финансировать инновационные успешные проекты среднего бизнеса, способного перерасти в крупный. Мы не стремимся искусственно наращивать количество проектов — выбор падет на те, что могут принципиально поменять ситуацию в какой-то либо сфере бизнеса. Одно из приоритетных направлений — предпринимательство в соцобслуживании: частные детские сады, школы... Здесь трудно ожидать высокой окупаемости. Наша цель — дать предпринимателям уверенность, что они могут спокойно существовать и зарабатывать деньги в этой сфере», - рассказал генеральный директор АСИ Андрей НИКИТИН.
Агентство в состоянии поддерживать до 150 проектов в год: по одному-два от каждого субъекта РФ. Минимальная сумма вложений со стороны бизнеса — 300 млн рублей. Получит ли конкретный регион свою долю федеральной «кубышки» - зависит от позиции местного руководства и прежде всего губернатора.

«Помимо инвестиционной стратегии, у каждого региона должен быть свой инвестиционный меморандум. По сути дела, это публичная оферта, которая включает в себя обязательства высшего должностного лица территории по защите прав инвесторов, в том числе права свободного выбора партнеров и поставщиков, а также освобождение от любых требований, не связанных с реализацией проектов», - пояснил Андрей Никитин.

Бизнес «под ключ»

Большой бизнес на форуме был представлен не только банковским сектором. О своих проектах, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, рассказал один из партнеров мероприятия, сотовый дискаунтер — компания «Тele2 Россия».

«Наша компания является частью крупного европейского телекоммуникационного холдинга, успешно заявившего о себе уже в 37 российских регионах. Мы делимся опытом организации бизнеса в рамках уникальных в своем роде образовательных программ. Речь идет о бизнес-модели, направленной на повышение эффективности компании, сокращение издержек путем грамотного регулирования расходов. Это позволяет не только управлять ценами на наши услуги и опережать конкурентов, но и направлять значительную часть полученной добавленной стоимости на дальнейшее развитие компании», - отметил руководитель департамента корпоративных продаж «Tele2 Россия» Александр КРАСНОВ.

Образовательные программы Tele2 успешно стартовали в таких городах, как Нижний Новгород, Омск, Киров, Калининград, Кемерово. Это тренинги, «круглые столы», семинары, деловые игры для молодежи с участием экспертов, в том числе топ-менеджеров самой компаний.

«Второе направление - партнерские программы, включающие, в частности, интересную схему франшизы. Если предприниматель готов открыть в регионе салон сотовой связи под брендом Tele2, мы берем на себя большую часть расходов по аренде помещений, закупке оборудования и т.д. Барьеры для вхождения в него максимально снижены, скажу больше - их просто нет. Финансовые условия таковы, что даже предприниматель, не имеющий стартового капитала, без привлечения неподъемных кредитов, может открыть собственное дело», - добавляет Александр Краснов.

Разработана удобная модель и для тех, кто уже имеет собственный бизнес и неплохую клиентскую базу. В этом случае услуги Tele2 предлагаются в качестве дополнительного или сопутствующего товара. Пожалуй, наибольшим спросом этот вариант сотрудничества пользуется на рынке электроники: навигаторы, охранные устройства, банкоматы и тому подобная техника оснащается системами автоматического мониторинга: владельца информируют о текущем состоянии объекта посредством SMS.

«Это лишь некоторые направления сотрудничества с малым и средним бизнесом — будут и другие. Предприниматели — особая каста. Далеко не каждый человек способен принять решение открыть собственное дело и главное найти ресурсы, чтобы эти планы реализовать. Компания  Tele2 не тратит время на вычурные предложения с кучей оговорок. Мы делаем ставку на предельно простые тарифные планы, мы готовы делиться с партнерами прибылью и претворять в жизнь совместные проекты», - рассказал Александр Краснов.





ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий БИРМАН, руководитель Нижегородского отделения «Опоры России»:

- Граница между малым и средним бизнесом призрачна, но много предприятий полегло, переходя эту границу. Потому что поверили, потому что взяли в банках кредиты, проценты по которым в годы кризиса выросли в два раза. Нас приучают к тому, что правила игры могут меняться. Даже позиция банков зачастую зависит от того, кто руководит филиалами на местах.
Распределение налогов между бюджетами сегодня таково, что если регионам еще хоть как-то хватает ресурсов, то муниципалитеты буквально задыхаются. Повсеместно у них «отщипывают» процент от основного источника дохода — НДФЛ. И если все-таки будет отменен ЕНВД, который непонятно кому помешал, местные бюджеты вообще будут ходить голышом.

Александр КОВШОВ, гендиректор ГК «ИИС-Посуда» (ярославский и нижегородский фарфор):

- Теперь есть две структуры: Минэкономразвития и Агентство стратегических инициатив. Я написал десять писем в обе. И получил… мягко говоря, ничего. А ведь речь шла о содействии модернизации основных средств производства на старейших предприятиях фарфоровой отрасли. И нужен нам всего лишь кредит. Но только не под  двадцать с лишним процентов.

Михаил МАКСИМОВ, вице премьер Правительства Свердловской области:

- Мы решаемся на эксперименты, логика которых в том, чтобы любой предприниматель мог создать свой проект и делегировать часть задач органам власти. По каждому из проектов назначается ответственный — конкретный чиновник. Пока они хорошо умеют только  отчитываться: создали фонд, создали совет... Да их в регионе штук сто до этого было! Необходимы не только гарантии и льготные налоговые ставки, но и капитальные вложения. Лоббировать строительство дороги или детсада легко – на это депутаты деньги всегда выделят. А вот попробуйте выбить деньги на технопарк или бизнес-инкубатор! Мы вложили большие материальные ресурсы в эти проекты, и бизнес в них пошел.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5