ИЛИМ-ПАЛП_2020
F5

«Красная кузница» жива и конкурентна


Андрей САХАРОВ | 17.10.2014 04:55:30

Предприятия малого бизнеса, объединенные в некоммерческое партнерство «Красная кузница», нацелены занять нишу гражданского судостроения и судоремонта с прицелом на потребности освоения Арктики. Для этого у них есть технологические возможности и конкурентная ценовая политика, но за доверие партнеров приходится бороться...

На днях мне пришлось общаться с  представителем Союза рыболовецких колхозов. В разговоре была затронута тема строительства и ремонта траулеров: менеджер  с удивлением узнал, что на территории развалившегося советского судоремонтного завода «Красная Кузница» в Архангельске работают несколько предприятий, объединенных в одноименное некоммерческое товарищество.

В кооперацию под брендом «Красная кузница» вошли 16 промышленных предприятий и Архангельский техникум водных магистралей имени С.Н. Орешкова.

«Это было спонтанное решение: собрались три года назад и объединили свои усилия, – рассказывает  исполнительный директор некоммерческого партнерства «Красная кузница» Юрий СТУК.  –  Все участники – это предприятия малого бизнеса. Я считаю, что именно за такой формой сотрудничества будущее, ведь производственный цикл в судостроении сложно охватить в одиночку, а еще труднее - лоббировать свои интересы.  Что касается техникума, то это кузница кадров для нас. Планируем создать молодежный бизнес-инкубатор: учащиеся «Орешки» будут отрабатывать новые технологические идеи, а мы их воплощать».

Как признается Стук, предприятия партнерства испытывают недостаток квалифицированных инженеров, но эта проблема всего российского судостроения.  А вот с рабочими кадрами проблем нет: их средний возраст 35-40 лет.  На предприятиях «Красной Кузницы» работают более 800 человек, из них 250 - в группе компаний (ГК) «Оптимист».  В  собственности ГК находится часть территории и бывших цехов СРЗ.  Они отремонтированы и утеплены.

«Заработанные нами деньги впустую не тратились, а вкладывались в выкуп мощностей бывшего советского завода, в производство и технологии, – обрисовывает общий для всех участников «Красной кузницы» вектор развития Юрий Стук. –  Сегодня у нас нет технологически слабых мест в обработке металлов.  А главное, есть коллектив, ведь любой станок без человека – груда металла».

Архангельские судостроители ремонтируют суда, строят причальные стенки, занимаются техобслуживанием. Готовы строить и суда, но заказов фактически нет.  Поэтому сегодня компании стараются застолбить за собой нишу по производству оффшорных контейнеров, используемых для перевозок в открытом море и востребованных, например, на буровых платформах...

«Рынок контейнерных морских перевозок очень перспективен, растет высокими темпами, – говорит Юрий Стук. – Контейнеры мы разработали в собственном конструкторском бюро. Это очень крепкая конструкция – проверено на практике. Они прошли международную сертификацию, а это уже признание качества нашей работы». Сегодня предложения поступают со всех уголков  страны: от Мурманска, до Южно-Сахалинска, а также с крупных нефте- и газодобывающих комплексов севера Европы.
Кроме того, на архангельских предприятиях НП «Красная кузница» ведется строительство причальной стенки для порта Саббета в рамках проекта «Ямал СПГ»...

Очевидно, что судостроители не остаются без работы, но им хотелось бы получать больше заказов от крупных российских компаний, которые предпочитают размещать их за рубежом. Однако ситуация постепенно меняется, в том числе из-за санкционной войны с Западом. Российский сырьевой бизнес все чаще вынужден обращаться к возможностям  отечественного производства. Так, в «Оптимисте» заметили, что трубопрокат, который поступает на предприятие от одной крупной российской компании для доделки под конкретные проекты, имеет теперь не норвежское происхождение, а произведен на «Северстали».

Между тем участвовать в тендерах предприятиям «Красной кузницы» нелегко: низкие ценовые предложения зачастую смущают заказчиков. Сломать такой менталитет быстро не получается.

Чуть ли не впритык к цехам ГК «Оптимиста» на территории «Красной кузницы» примыкают площади ООО «Вальма». Это маленький – всего пять рабочих – но технологически очень подкованный участник партнерства. Изначально эта фирма занималась деревообработкой, но затем сосредоточилась на металлообработке.

«Я по поводу нашей штатной численности шучу: «Вальма» – это четыре пенсионера и выпускник кулинарного техникума, то есть мой сын,  – рассказывает владелец предприятия Василий ЮНИЦЫН. – Мы шесть лет переезжали в Архангельске с места на место, но в итоге «окопались» здесь. Поначалу у 176-го завода арендовали помещения, потом переехали в бывшую кузницу СРЗ «Красная кузница», а затем выкупили еще один цех. Плюс арендуем  200 «квадратов» у «Оптимиста». Как видите, все привели в порядок, и крыши здесь больше не текут».

Кредитов на выкуп «Вальма» не брала. Все деньги заработали самостоятельно. В этом деле очень помогли контракты с алмазодобытчиками на производство фильтров для водопонижающих скважин. При этом уложились в расценки, выгодные как для предприятия, так и для заказчика.

«Вальма» специализируется на плазменной резке металла – это оптимальная технология для малых предприятий по соотношению качества и рентабельности. Соответствующее современное оборудование было закуплено тоже на заработанные деньги. Причем некоторые решения для компьютерной автоматизации технологических процессов разрабатывали самостоятельно.

«Мы постоянно в поиске работы, – говорит Юницын. – При этом наша средняя техническая загруженность 15%. Почему? В силу менталитета наших производственников. Даже с «Оптимистом» мы год преодолевали эту тенденцию. Почему-то считается, что в первую очередь надо загрузить работой своих сотрудников, а не отдавать заказы соседу, хотя у него и более производительное оборудование. Накладные расходы и налоги в расчет не берут. Лесопильные предприятия проводят такую же политику.  Да, резка плазмой – это дороже, но быстрее, и металл экономится. Тем не менее мы свое худенькое плечо «Оптимисту» всегда подставим, а они - нам.  Пожалуй, без нашей плазменной сварки изготовление контейнеров им было бы трудно потянуть».

Кроме того, в хозяйстве «Вальмы» имеется фрезерно-сверлильный обрабатывающий центр за 4,5 млн рублей и сопутствующее оборудование еще на несколько миллионов. 

«Вот смотрите, вроде на вид совсем маленькие тиски, а стоят 370 тысяч рублей и могут работать с грузом в несколько тонн, – хвастается Василий  Павлович. – Мы делаем любые металлические детали.  Всегда укладываемся в сроки заказа, поэтому молва о нас идет. На закупочных тендерах  получаем высокий рейтинг надежности. Если надо - работаем в три смены. Да, тяжело, но и зарплаты у работников не хилые».

В ближайшем будущем «Вальма» собирается вновь заняться обработкой дерева. Например, изготовлять на станке резные панели с объемными рисунками. Сейчас Юницын ведет переговоры об изготовлении иконостаса для церкви перед железнодорожным вокзалом Архангельска.

А для НП «Красная кузница» в целом главная стратегическая цель -  организовать при поддержке регионального правительства индустриальный промышленный парк гражданского судоремонта и металлообработки.  Здесь, уверены судостроители, можно утереть нос конкурентам из Мурманска, которые сегодня сосредоточены на выполнении более выгодных  в финансовом отношении подрядов военного характера.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий СТУК, исполнительный директор НП «Красная кузница»:

- Предприятия НП «Красная кузница» активно осваивают сферу снабжения нефте-газоперерабатывающих компаний. Сегодня мы единственные в регионе изготавливаем контейнеры для бурового шлама, водопонижающие фильтры для компании «Лукойл».

Неоспоримым преимуществом для нас стал выход продукции на международные рынки. Совместно с Архангельским техникумом водных магистралей имени С.Н. Орешкова ведется разработка новых востребованных программ профессионального обучения, создаются места практики студентов для освоения ими новых квалификаций. Надеемся, что уже в этом году, например, сможем запустить современный участок по очистке металлоконструкций, оснащенный передовым оборудованием с лучшей на сегодняшний день производительностью.

Подпись под фото: Этим летом силами ГК «Оптимист» и членами НП «Красная кузница» завершена работа по восстановлению под класс морского регистра (РМРС) двух буксиров-толкачей.





Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5