Илья ЛЕОНЮК. ПАО Сбербанк. Реклама. Фото Алексея Липницкого и vk.com/coffeelike29 | 01.04.2020 17:00:33
Сегодня «кофе с собой» – привычная часть нашей жизни. Трудно представить, что еще пять-шесть лет назад в Архангельске такую услугу фактически не предлагали. Именно тогда молодые предприниматели Пётр ЖИЛИН (на нижнем фото - слева) и Александр СЕМАКОВ открыли первый кофе-бар в одном из ТРЦ города. На тот момент франшиза известной сети Coffee Like стоила всего 80 000 рублей, а на открытие точки ушло примерно четверть миллиона.
Первые мысли об открытии в формате «кофе с собой» пришла к Петру, когда он проходил программу Work And Tavel в США. На Западе стаканчик кофе по дороге на работу – обычное дело, утренний ритуал, но в России этот тренд стал активно набирать обороты сравнительно недавно. Растет эта ниша и в регионах. Сегодня у архангельских франчайзи – 25 кофе-баров и одна полноформатная кофейня, работающие под брендом Coffee Like в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске и Мирном. Стоит отметить, что местная сеть Coffee Like финансово успешнее и крупнее других франчайзи на Северо-Западе. В то же время, по оценке профессионалов, сейчас этот рынок в регионе уже насыщен и думать о развитии нужно более масштабно.
Шесть лет назад стоимость входа на этот рынок была не столь велика. Сегодня открытие одной точки обойдется кратно больше – в сумму до миллиона рублей: это оборудование, аренда, закупка сырья, обучение персонала.
«Слагаемые успеха кофейного бизнеса – очень просты и сложны одновременно. Необходимы хорошее, людное место, квалифицированный персонал, качественное сырье и продуманное меню. Еще важны бренд и соблюдение стандартов: наши клиенты обращают на это внимание. Открыть кофе-бар несложно, а вот сделать так, чтобы он работал и приносил прибыль в течение нескольких лет, – задача куда интереснее», – отмечает Пётр Жилин.
К слову, кризис 2015 года сеть пережила довольно спокойно: рынок рос, а все необходимое для открытия на тот момент было закуплено. Сейчас на первом месте уже не экспансия, а удержание позиций. Для этого применяются различные инструменты: более широкое позиционирование бренда – открытие полноформатной кофейни, развитие сотрудничества – коллаборация с «Архпрессой» и «кофе с собой» на автобусной остановке, совершенствование системы лояльности, стандартизация ассортимента и работы бариста по всей сети.
Два кофе-бара сети сегодня успешно фукционируют круглосуточно. Друзья постоянно экспериментируют с локациями, форматом. Даже приобрели два фудтрака, но расширяться в этом направлении не планируют: законодательные ограничения, непродолжительное северное лето и отсутствие крупных мероприятий не позволяют выйти на нужный доход.
«Любой эксперимент – это хорошо, когда вы на старте. Но нужно смотреть вперед, работать на перспективу и понимать, как новые идеи отразятся на бизнесе. Кроме того, франчайзер диктует свои условия, и это правильно. Важно следовать стандартам: цель сети Coffee Like в том, чтобы в любом городе наши клиенты получали продукт одинаково высокого качества», – рассказывает франчайзи.
С 2016 года сеть Coffee Like плотно сотрудничает со Сбербанком. На уровне сети заключено соглашение об установке POS-терминалов, соответственно, и франчайзи в регионах имеют такие же специальные условия. Как отмечают предприниматели, в 2014 году картами рассчитывались примерно 30% клиентов кофе-баров, сегодня – больше 70%, и эта цифра постоянно растет. Молодежь следует трендам – Сбербанк и Coffee Like активно внедряют современные технологии в свою работу. Рынок развивается, появляются новые услуги и предложения. Например, «кофе по подписке». Вскоре этот формат придет и в Архангельск: постоянные клиенты заранее будут оплачивать банковской картой определенное количество любимого напитка и просто получать его в любой точке сети.
Игорь САФОНОВСКИЙ, первый заместитель управляющего Архангельским отделением ПАО Сбербанк:
– Представить современную торговую точку без POS-терминала уже практически невозможно. Установка терминала повышает выручку больше чем на 40%. Так, за прошедший год эквайринговый оборот Архангельского отделения вырос на 122% и составил 121 млрд рублей, POS-терминалов стало на 2055 больше. Еще одно из перспективных нововведений – оплата по QR-коду: благодаря этому сервису торговые точки могут принимать безналичную оплату без терминала. Вы размещаете персональный QR-код у кассы, на витрине или ценнике. Покупатели считывают QR-код в приложении «Сбербанк Онлайн» и оплачивают товар или услугу, а предприниматель получает уведомление об оплате в «Сбербанк Бизнес Онлайн».