ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Как «выжать» конкурента?


Анна БЕЛЯЕВА | 05.02.2010 06:53:19

Сельскохозяйственный кооператив «Содружество» из Устьянского района вышел на рынок с уникальным продуктом. Однако практика показывает, что занять достойное место на прилавках магазинов новому товару очень нелегко. В борьбе за покупателя соки прямого отжима из северных дикорастущих ягод пока проигрывают концентрированным.

Принципиальная разница между соками – не во вкусе, цвете и упаковке, а в способе приготовления. Есть два основных вида: прямой отжим и восстановление из натурального концентрата. В первом случае получается чистый, без добавок, сок, во втором - нектары и другие сокосодержащие напитки.
В советское время на прилавках в основном присутствовал сок, изготовленный по технологии прямого отжима. Впоследствии его производство было практически уничтожено. А рынок и по сей день почти на 100% занимают восстановленные соки, сделанные на основе завозимого из-за границы сырья и упакованные в России в основном на принадлежащих западным компаниям заводах. Это доступные по цене и легко узнаваемые бренды.

Сочная полянка

Устьянские производители замахнулись на премиальный сегмент высоко-конкурентного рынка – соки прямого отжима. Их особенность в том, что продукт изготавливают в том месте, где растут ягоды.
Дикоросы, из которых в Устьянах производят сок, пользуются большим спросом. У местных производителей немало конкурентов. Ведь вместо того, чтобы стать «доходным лукошком» для предпринимателей из области, сбор ягод в регионе превратился в «бивалютную корзинку» для крупного бизнеса. Львиная доля дикоросов уходит за пределы Поморья. Пройдя через руки столичных скупщиков, неплохо зарабатывающих на «черничной марже», дары северного леса идут за рубеж. Оттуда наши ягоды возвращаются в виде концентрата.

Первыми создать производство по выпуску соков из лесных ягод в Устьянском районе попытались скандинавские бизнесмены. Однако перестройка и последовавшее за ней «время перемен» помешали им построить здесь небольшой завод. И только спустя 20 лет эту идею реализовал сельскохозяйственный перерабатывающий кооператив «Содружество»: в поселке Бестужево запустили линию по выпуску соков прямого отжима из даров леса.
Технология напоминает приготовление напитка из свежих фруктов и ягод в соковыжималке в домашних условиях, только в промышленном масштабе. Процесс разбит на несколько этапов.
Сначала на лицензированных пунктах приема у населения скупают ягоду. Часть сырья отправляют на переработку, часть замораживают для производства соков в несезонное для сбора дикоросов время. Кстати, чтобы черника, брусника и клюква не потеряли ценные свойства, их разморозка идет естественным путем.
Для получения сока ягоды проходят несколько этапов отжима. Затем идет пастеризация щадящим методом и разлив в бутылки, обработанные паром.
Для продукта используется только стеклянная тара, говорит технолог компании - производителя Татьяна ОЖИГИНА: в отличие от пластика и «тетрапака», эти бутылки позволяют соку прямого отжима храниться два года и не терять при этом полезные свойства.
Неброская этикетка, стеклянная тара, плотная белая крышка вызывают доверие у покупателя, который, прежде чем приобрести продукт, внимательно интересуется его составом.
«Многие удивляются – неужели в наш сок ничего не добавляют? Но это на самом деле так: в продукте ни грамма воды или концентрата. Поэтому разница во вкусе с восстановленными напитками так очевидна», - подчеркивает Татьяна Ожигина.
Сок из северной ягоды можно разбавить водой, добавить в кефир, кашу, чай.

Званый ГОСТ

Устьянский сок идет нарасхват на выставках и ярмарках, им интересуются фитнес-центры и даже клиники – все знают о полезных свойствах черники и других лесных ягод. Сегмент производства таких продуктов очень узок: 1-3% от всего сокового рынка. При этом аналогов сока из Устьян нет.
Тем не менее через розничную сеть ему непросто найти покупателя. Дело, поясняет Татьяна Ожигина, не только в цене продукта. Понятно, что сок, на изготовление поллитра которого уходит 2,5 кг черники, не может стоить дешево. Проблема кроется в представлении потребителей о том, что такое натуральный сок.
В настоящее время соки прямого отжима в нашей стране практически не производятся. Фактически весь рынок соков в России – это восстановление импортного концентрированного сока на отечественных предприятиях, принадлежащих западным компаниям.

Прежде под соком понимали даже растворимый порошок, в который надо просто добавить воды. Сейчас, если спросить у посетителя магазина, что такое «сок», он вспомнит приготовленный в соковыжималке дома или в кофейне напиток. Или, что более вероятно, укажет на продукт в яркой коробке, доступный по цене и хорошо отрекламированный как натуральный и полезный. А на самом деле – восстановленный.
Никто не говорит, что такие продукты плохи. Да, во время концентрации под воздействием высоких температур разрушаются витамины и улетучиваются ароматические вещества. Но их потери восполняются, например, за счет добавления витамина С и Е. Так делают большинство производителей.
И все же, если внимательно прочитать состав на этикетке, то станет ясно, что «100-процентный сок» на самом деле представляет собой стопроцентный сок из концентрата.
Прежде производители, зная о предпочтениях покупателей, старались не афишировать технологию производства своего продукта. Сейчас «умолчание» запрещено законодательно: с апреля 2009 года действует новый техрегламент. Покупатель хочет знать, за что он платит деньги. Поэтому на ценнике и упаковке должно быть четко сказано, что разлито в коробку или бутылку – сок прямого отжима, фруктовый нектар, сокосодержащий напиток...

Пока не все производители перешли на маркировку нового образца, объясняя это наличием нераспроданных партий товара. А некоторые, убрав с коробки слово «сок», оставляют уже успевшее запомниться потребителям название.
Между тем далеко не все покупатели знают, что такое настоящий сок, а подавляющее большинство не имеют представления о технологии прямого отжима. Этот факт не обнадеживает производителей лучшего по качеству и свойствам сока. Пока сохраняется такая ситуация, есть опасность, что подобные линейки будут лишь «побочным сектором» к производству более дешевых и популярных, но менее полезных продуктов, либо будут востребованы лишь в узком сегменте товаров для здоровья.

Фото: www.photosight.ru





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5