ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Как бизнес зарабатывает на зимней уборке


Татьяна ПОТАПОВА | 06.11.2009 11:47:36

На уборку Архангельска в зимний период требуется около 360 млн рублей. Такой суммы из городского бюджета не выделялось даже в экономически стабильное время.  В этом году финансирование и вовсе урезали. Бизнес также, скорее всего, постарается сэкономить на благоустройстве. Предприятия, специализирующиеся на снегоуборке, прогнозируют падение объемов работ более чем в два раза.

«Очищаться от снега все улицы Архангельска, естественно, будут, но снизится частота уборки, - отмечает директор ЗАО «АГСУМ» Владимир ТИХОНОВ. – А с прилегающих улиц снег перестанет вывозиться, его будут просто сгребать к обочине. Тем самым муниципалитет минимизирует свои расходы, так как обслуживание снежных свалок лежит на его плечах. Очевидно, что качество дорог пострадает - многие проезды и второстепенные улицы Архангельска и без того не отвечают ГОСТу по ширине».

Количество действующих снежных свалок, по словам предпринимателя, в этом сезоне также сократят. Останется только одна - в районе Объездной дороги. Туда все предприятия, как и прежде, смогут вывозить снег бесплатно.
По словам Владимира Тихонова, некоторые субподрядчики уже отказываются работать на предлагаемых условиях. Так, договор на обслуживание участка о. Кего разорвало ООО «Связькабельстрой».
«Теперь мы ведем переговоры с индивидуальным предпринимателем, - говорит Владимир Тихонов. – Гонять на островные территории собственную технику слишком дорого. К тому же она слишком крупногабаритная для узких улиц».

Аукционы не для маленьких

Дороги, мосты и проезды, находящиеся в ведении муниципалитета в Архангельске, традиционно обслуживают два предприятия: участки от ул. Воскресенской до пос. Силикатчиков убирает МУП «Архкомхоз», остальную территорию областного центра и острова, в частности о. Кего, о. Бревенник, о. Хабарка,   -  ЗАО «АГСУМ».
Ежегодно мэрия проводит аукцион, на который выставляется несколько лотов. Теоретически победить может любая компания. Но по факту никто, кроме двух названных предприятий, не способен взять на себя столь большие объемы работ. Лоты формируются комплексно, таким образом, претендовать на победу могут только крупные предприятии с большим парком снегоуборочной техники.

К примеру, МУП «Архкомхоз» обслуживает дороги общей протяженностью свыше 160 км и 19 мостов протяженностью около 10 метров. Для этого ежедневно задействуется до 80 единиц снегоуборочной техники. Сравнимые объемы работ выполняет и ЗАО «АГСУМ», в парке которой также порядка сотни машин.
По словам директора «АГСУМ» Владимира Тихонова, предприятие было бы радо отдать часть госзаказа другим компаниям. «Сегодня предприятие вынуждено брать участки, которые заведомо не может убирать на собственной технике, - говорит директор. - Взять, к примеру, Бревенник, переправа на который платная. Для нас гонять туда собственную технику значит работать в минус. Естественно, приходится заключать договоры с субподрядчиками. Аналогичная ситуация со всеми островными территориями».
По мнению Тихонова, было бы логичнее выделить такие участки в отдельные лоты при проведении аукциона и заключать прямые договоры с небольшими компаниями. Но муниципалитету такая схема работы невыгодна.
«Проще отдать госзаказ двум крупным организациям и потом только с них требовать выполнения контрактных обязательств, нежели работать с целым рядом мелких компаний», - предполагает Владимир Тихонов.

Впрочем, к услугам субподрядчиков предприятия прибегают не только при уборке отдаленных территорий. «Небольшие компании мы привлекаем на уборку внутриквартальных проездов, - отмечает директор муниципально-унитарного предприятия «Архкомхоз» Александр СТЕПАНОВ. – Крупногабаритная техника, которой владеет предприятие, не всегда может работать на узких улицах».

До первого снега

Снегоуборкой в Архангельске занимаются все фирмы и частные предприниматели, имеющие технику. Таковых не один десяток. Специализированных предприятий среди них, естественно, нет. Снегоуборочный бизнес сезонный, а значит низкорентабельный. 
«Деньги на уборку снега предприятие получает с началом зимнего сезона, но провести подготовительные работы нужно еще летом, - говорит директор «АГСУМа» Владимир Тихонов. – К примеру, чтобы изготовить песко-соляную смесь для посыпки улиц, нужно еще летом закупить песок и прочие составляющие».
К тому же в этом бизнесе, как и в любом другом, существуют риски. Связаны они с изменчивостью северной погоды.

«Зимние расценки на уборку города начинают действовать с 26 октября, а четко через полгода цены меняются на летние, которые гораздо ниже, - рассказывает Александр Степанов. - Понятно, что погода не подстраивается под календарные сроки. Снег может выпасть в начале октября, и мы будем убирать его по летним расценкам, приходится работать по сути себе в убыток. Это и есть риски, которые предприятие, подписав контракт, берет на себя». 
Чтобы держаться на плаву, отмечает Владимир Тихонов, нужно исключить простой техники. ЗАО «АКСУМ» летом занимается ремонтом дорог. МУП «Архкомхоз» продолжает заниматься уборкой города, а часть незадействованной техники сдает в аренду тем же дорожникам или строителям.
«Со строительными компаниями мы работаем очень плотно, - отмечает Александр Степанов. – Обмен техникой происходит постоянно. Летом предприятие сдает в аренду свои машины. Зимой, когда уже нам не хватает собственных мощностей или агрегаты выходят из строя, арендуем технику у строителей».

По словам Александра Степанова, постепенно «Архкомхоз» обновляет парк техники. Несколько машин при поддержке муниципалитета закупили в 2008 году. ЗАО «АГСУМ» также в 2008 году приобрело в лизинг несколько агрегатов.
«В 2009 году о покупке новой техники вопрос даже не поднимался, - отмечает Владимир Тихонов. - Объемы работ, как по дорожному строительству, так и по уборке города, упали. К тому же у нас еще не закрыто восемь кредитов на уже приобретенную технику».
Некоторым подспорьем для предприятий являются частные заказы на вывоз снега. Сегодня все предприятия обязаны следить за чистотой вокруг своих зданий, в том числе очищать территории от снега.
«Расчищают снег компании, как правило, самостоятельно, а вот для его вывоза заказывают машины у спецпредприятий, - говорит Александр Степанов. – Нашими услугами, к примеру, часто пользуется ТЦ «Гранд-Плаза».
Впрочем, этой зимой заказы от «частников», скорее всего, сократятся. Как и городская казна, бюджеты многих предприятий испытывают серьезный дефицит средств.

Фото с сайта www.foto.zernograd.org





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5