Полина КЛИМАНТОВСКАЯ | 27.10.2009 12:53:43
В России еvent-индустрия (еvent - событие, англ.) как самостоятельная ветвь бизнеса стала активно развиваться совсем недавно - около 10 лет назад. Как все западное, на нашей почве она привилась с некоторыми «отклонениями». У нас эту сферу ассоциируют лишь с организацией праздников и торжеств. На самом деле еvent-менеджеры могут сделать из любого, даже рядового мероприятия по-настоящему яркое, эффектное, запоминающееся событие.
Юбилей компании, день рождения директора фирмы, заключение соглашения о сотрудничестве, презентация книги, открытие фотовыставки – все это события, которые еvent-менеджеры делают яркими и запоминающимися.
Однако зачастую под «ивентом» понимают лишь организацию праздников, корпоративных мероприятий. Несомненно, что на эти мероприятия приходится большая доля работы агентств, но все же она ими не исчерпывается. Организация акций, конкурсов, конференций и форумов, PR-сопровождение визитов высоких гостей, поздравления-розыгрыши и даже оригинальные признания в любви — все это могут организовать агентства, специализирующиеся в сфере событийной и праздничной индустрии.
Но если в Москве и Санкт-Петербурге в последние годы еvent-менеджмент оживился: помимо дней рождений и свадеб, на аутсорсинг фирмам передают проведение конференций, выставок, акций, то в Архангельске этот вид бизнеса до сих пор основывается лишь на проведении календарных праздников и торжеств.
Замороженные клиенты
Зарегистрированных еvent-агентств в Архангельской области около сорока. Как может показаться, совсем неплохо. Но работает из них лишь половина. К тому же не каждая фирма отличается профессионализмом. Это то направление бизнеса, которое начать довольно просто. Как отмечает директор агентства мероприятий «Nanoparty» Константин ЧЕМЕРИС, этот бизнес имеет низкий порог вхождения: любой человек, любая группа людей может заниматься событийным маркетингом с тем или иным успехом.
«Всегда будет много желающих заниматься организацией событий и торжеств, поскольку не надо арендовать большие площади, держать огромный штат сотрудников, содержать транспорт и склады», - отмечает директор «Nanoparty».
Но для того, чтобы у фирмы были заказы, недостаточно назваться «гениями праздников» и позвать тамаду и гармониста. Нужно творчески подходить к любому новому заказу.
Как считает арт-директор агентства «Комикс» Ольга КУЛЕШОВА, креатива в организации мероприятий на архангельском рынке очень мало.
«Многие зацикливаются на стандартных программах, которые не меняются от праздника к празднику. Мы считаем, что каждое торжество должно быть эксклюзивным. Но не всегда это зависит только от организаторов. Часто мы предлагаем публике необычные подходы, а она пугается неординарных вариантов проведения торжеств», - говорит Ольга Кулешова. Возможно, это связано и с отдаленностью Архангельска от центра, и с особой северной культурой, «северным менталитетом». Замороженный у нас народ...
Бабочки вместо голубей
Тем не менее и у архангельских агентств все чаще появляются клиенты, которые хотят удивить своих гостей и порадовать себя чем-то новеньким, из ряда вон выходящим. И тут все стараются, как умеют. В праздничном бизнесе есть свои изюминки: «Фрекен Бок» имеет большой ассортимент ростовых кукол, «Комикс» славится своими видеороликами, спецпредложение «Nanoparty» - стилизованная игра в жанре «Форд Баярд».
«Этим летом мы провели две игры для крупных компаний Архангельска, - рассказывает Константин Чемерис. – Персонал компании вывозится за город, арендуется база отдыха и проводится игра, в которой может участвовать до 70 человек. Программа рассчитана примерно на три - четыре часа, за это время участники получают массу положительных эмоций, коллектив сплачивается за интересной и необычной игрой для достижения общей цели, а значит, и в работе становится более успешным».
Для частных клиентов «Nanoparty» предлагает розыгрыши - моделирование реальных, жизненных ситуаций профессиональными актерами. Необычные условия, в которые попадает человек, приводят к юмористическим, непривычным ситуациям, некоторые из них заставляют смотреть на жизнь по иному, действуют как психологические тренинги, поднимающие жизненный тонус. «Обычно клиенты заказывают розыгрыши на дни рождения, свидания, свадьбы. Такие моменты оставляют незабываемые впечатления», - говорит Константин Чемерис.
От степени креативности зависит цена любого праздника. Если для заказчика, к примеру, важно лишь соблюсти все свадебные обряды, то на таком бракосочетании можно обойтись тамадой и ди-джеем. Более привередливые желают пожениться в греческом или итальянском стиле, вместо традиционного выпуска голубей на свадьбе заказывают бабочек (а такое предложение есть и в Архангельске), вместо лимузина – «Хаммер»... Сложность реализации и затратность организации мероприятия возрастает, соответственно увеличивается и его стоимость. Цена, например, «корпоративов» может варьироваться от 10 до 150 тысяч рублей.
«Стандартную программу игры в жанре «Форд Баярд» мы проводим за 27 тысяч рублей. Но к этой сумме прибавляются затраты на организацию выездного питания, аренда турбазы, стоимость реквизитов. К тому же цена любого заказа зависит от числа участников со стороны заказчика и задействованных в проекте организаторов», - говорит Константин Чемерис.
Свой путь
По мнению экспертов, архангельские праздничные агентства чаще всего имеют какую-то специализацию. И это неизбежно. У любой фирмы что-то получается делать лучше...
Но одного творческого подхода в работе еvent-менеджера недостаточно. В первую очередь, менеджер должен уметь организовать работу коллектива.
«Можно быть просто творчески одаренным человеком, но если в компании отсутствуют профессиональные организаторы, это прямой путь к самодеятельности, - говорит креативный директор агентства «А’жур-премиум» Анна ЖУРАВКОВА (на фото справа). - Event– менеджер должен иметь образование в сфере управления или пройти специальный курс обучения в сфере event-менеджмента. К сожалению, в Архангельске таких программ нет, поэтому стажировки по профессиональной организации событий приходится проходить за границей. Сотрудник, прошедший такую программу обучения, имеет ряд преимуществ перед своими коллегами».
Event-агентство «А’жур-премиум» существует на рынке креативного бизнеса более трех лет. Специализируется на организации и проведении специальных торжественных мероприятий: тематические корпоративные вечера, свадебное распорядительство, team building, организация конференций.
Но главным проектом компании в этом году стало авиа-шоу пилотажной группы «Русь» на дне города Архангельска. Оно было организовано за счет спонсорской поддержки. На подготовку авиа-шоу ушло более двух месяцев, но результат стоил того – по отзывам зрителей, праздник был самым ярким днем города за последние несколько лет.
«Сейчас наибольшим спросом пользуются различные тематические программы «под ключ» - говорит Анна Журавкова. – Популярны вечеринки в стиле НЭП, Дикий Запад, Гавайи, Французский вечер... Один из успешных наших проектов — модная гостиная VIP-клуба магазина-салона «Галерея» Торгового дома «Мода-Центр» в формате «ретро».
Организация события включает множество моментов: разработка креативной идеи, написание индивидуального сценария, кастинг ведущих и исполнителей, репетиции, дизайн и изготовление костюмов, разработка авторских приглашений и музыкального сопровождения, стилизованного меню и соответствующего оформления зала. В итоге рождается праздник.
Такие по-настоящему красивые праздники создают еvent-менеджеры, которые должны сочетать в себе способности хорошего психолога, дизайнера, менеджера, продюсера в одном лице. Но главное, еvent-менеджер — это режиссер, который может увидеть произведение в целом, а потом раздать роли актерам. Иначе говоря, это человек, который способен увидеть мероприятие, затем дать задания всем подрядчикам и в итоге собрать общую картинку из разрозненных кусочков мозаики. А потом — продать это произведение клиенту.