ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
LEXUS
RAV4

Экономика чудес: Деды Морозы и Снегурочки Архангельска рассказали «БК» о нюансах работы


Ирина ФОКИНА. Фото Алексея Липницкого | 23.12.2017 01:40:48
Экономика чудес: Деды Морозы и Снегурочки Архангельска рассказали «БК» о нюансах работы

Деды Морозы подкрасили усы белой краской, забрали из химчистки костюмы весом в десять килограммов, проверили, умещается ли длинный посох в машине. Снегурочки закрепили на голове тяжелые косы и начистили сапожки. Ведь несмотря на то, что последние несколько лет event-индустрия Архангельска переживает не лучшие времена – компании ограничивают себя в расходах на корпоративы, все экономят семейный бюджет для более «прозаичных» нужд, – в канун Нового года должны происходить чудеса…


Разыскивается Дед Мороз

«В детстве на новогодних праздниках мне всегда хотелось быть Снегурочкой, но меня не брали на эту роль из-за темного цвета волос, – вспоминает юрист из Архангельска Алёна БЫЧКОВА. – Однако три года назад я собралась все же осуществить свою давнюю мечту. Сначала выступала с двумя молодыми людьми, которые играли на баянах (представляете, Дед Мороз с баяном!), но потом решила, что для этого образа все-таки больше подходит добрый дедушка. Подала объявление: «Снегурочка ищет Деда Мороза». Конечно, было множество звонков от представителей мужского пола с разного рода шуточками... Но однажды наконец я услышала в трубке голос Игоря Васильевича и поняла: вот он, мой Дедушка Мороз!».

Игорь ЕРМОЛИН – профессиональный военный музыкант, вышедший на пенсию. В отличие от своей Снегурочки, которая порой сразу после утренника бежит в зал суда, он уже более десяти лет работает исключительно Дедом Морозом: на городских елках, в школах, детских садах и по частным заказам. Клиентов Алёна и Игорь находят самостоятельно – через социальные сети и с помощью «сарафанного радио».

«У нас нет необходимости прибегать к содействию агентств: заказов и так достаточно. В прошлом году мы поздравили более 300 детей, – рассказывает Алёна Бычкова. – К тому же, по нашему мнению, огромное значение имеет непосредственное предварительное общение с заказчиком. Одно дело, когда посторонняя женщина из агентства рассказывает про актеров, и совершенно другое, когда трубку берет самая настоящая Снегурочка: я вхожу в образ с первых слов. Коронная фраза – про предоплату: «Мы верим не только в сказку, но и в порядочность наших клиентов, поэтому работаем без авансов». Люди от этого просто в восторге».

По словам руководителя агентства праздников Татьяны КРЫЛОВОЙ, плюс самостоятельной работы для актеров – в отсутствии процента, который придется отдать посреднику, что, соответственно, увеличивает заработок. Но сотрудничество с event-компанией тоже имеет привлекательные стороны: большее количество заказов, предоставление костюмов и готового сценария, отсутствие организационных проблем.

«Деду Морозу и Снегурочке нужно быть слаженным дуэтом, в котором каждый соведущий готов прийти другому на помощь в ситуации, требующей импровизации, изменения хода сценария по обстоятельствам, – добавляет Татьяна Крылова. – Актеры должны обладать, помимо подходящих внешних данных, такими качествами, как хорошо поставленная речь, открытость, мобильность, доброжелательность, пунктуальность, ответственность и умение ладить с детьми. Поэтому мы принципиально не работаем с людьми, не имеющими опыта в сфере развлечений. Среди наших сотрудников – студенты и выпускники высших или среднеспециальных образовательных учреждений культуры, люди с другими гуманитарными специальностями».

«К посоху... присох»

Дилетантов в сфере новогодних праздников не любят не только event-агентства, но и честно отрабатывающие свой хлеб непрофессиональные актеры.

«Стереотип пьяного Деда Мороза до сих пор жив неспроста, – с сожалением отмечает Татьяна Крылова. – Такие истории действительно случаются. В преддверии праздников и особенно в новогоднюю ночь люди хотят не только отблагодарить актеров финансово, но и предлагают выпить-закусить... И артисты, которые забывают, что они работают прежде всего с детьми, нередко соглашаются. В этом и есть разница между любителями и профессионалами в нашей отрасли. Второй важный момент – это качество сценария. После некоторых любительских программ люди вообще больше никогда не приглашают Деда Мороза, что влияет на спрос на услугу в целом».

По словам Ольги ХАЛЧЕНКО – актрисы Архангельского молодежного театра, создавшей свое агентство праздников, непрофессионалы нередко искусственно занижают стоимость услуг, соглашаясь работать буквально за копейки, или, наоборот, накручивают цены. Оба варианта приводят к снижению уровня доверия потенциальных клиентов, от чего страдают и добросовестные участники индустрии праздников.

«Студенты примут заказ, скажем, и за 500 рублей, – продолжает Ольга Халченко. – Костюмы у них есть, но зачастую не хватает энергии, особого подхода к образам – вот и получается, что Снегурочка является вялая, а Дедушка Мороз к посоху... присох. Дилетанты портят общее впечатление о качестве организации таких поздравлений, и это для нас реальная проблема».

Сколько стоит сказка?

Тем не менее заработать, создавая для людей новогоднюю сказку, в Архангельске можно. По словам Татьяны Крыловой, зарплата востребованного актера может начинаться от семи тысяч рублей за один день. Важными факторами, влияющими на размер вознаграждения, являются условия договора с агентством, количество рабочих дней и дата – чем ближе Новый год, тем выше расценки.

Например, стоимость 30-минутной программы «на дом» до 27 декабря варьируется от 1 до 1,5 тысячи рублей, аналогичное поздравление в самый канун Нового года стоит уже от 2,4 до 3,5 тысячи рублей. Чтобы привлечь как можно больше клиентов, агентства и независимые актеры идут на ухищрения: предлагают экспресс-поздравления по низким ценам и со скидками при условии, что клиенты приведут с собой соседей и друзей.

«Я лет 13-14 работала в самую дорогую – новогоднюю ночь. Сумма выходила действительно интересная, но, видимо, с годами у меня поменялось отношение к жизни. Теперь мне кажется, что больше никогда не буду сама брать заказы на 31 декабря. Ты за деньги создаешь людям праздник, а сам его не ощущаешь... Сейчас я делаю осознанный выбор в пользу семьи», – говорит Ольга Халченко.

Ольга ориентируется на организацию масштабных праздников. По ее мнению, с крупными заказами работать интереснее: много людей в команде, индивидуальные сценарии и большая программа, часа на 3-4.

«Вот так отпахать один день – и взять пару выходных. А когда ездишь по домам, собираешь по копеечке, физически и морально устаешь больше: ежедневно приходится готовить костюмы, решать организационные вопросы, беспокоиться, что за люди тебя пригласили, – как по минному полю ходить. В общем, «прыгать» по домам-квартирам и детсадам – это для молодых людей с крепкой нервной системой», – считает Ольга Халченко.

Алёна Бычкова и Игорь Ермолин, работающие исключительно с детьми, подтверждают, что сил на то, чтобы провести несколько утренников в день, уходит катастрофически много. Тем не менее желание дарить сказку именно тем, кто действительно верит в Деда Мороза и Снегурочку, у них не пропадает.

«Взрослым нужен Дед Мороз – затейник, который будет развлекать, а детям – сказочник, – рассуждает Алёна Бычкова. – Это, считай, две разные профессии. И нам бы хотелось дарить именно сказку. В Архангельске, в отличие от Москвы, люди не готовы платить по 5-10 тысяч за выступление: преобладают недорогие заказы. Реальный заработок актера за выступление в детском саду – около тысячи рублей. Но это не прибавляет мне желания ходить на корпоративы: развлекать взрослых людей, которые знают, что ты просто переодетая девушка, мне неинтересно. А вот когда заходишь в квартиру, говоришь: «Я к вам пришла из сказочного леса»…» – и видишь эти детские глаза!..»

«Коррупционер» года

Однако осчастливить больше детей, чем в прошлом году, у Алёны Бычковой и Игоря Ермолина, судя по всему, не получится – из-за волны «государственных» запретов приглашать сказочных персонажей на утренники в детские сады, которая докатилась и до Архангельска.

«У нас «выпали» практически все садики! – сокрушается Алёна Бычкова. – Деда Мороза стали называть чуть ли не коррупционером! Главная мотивировка: артисты используют муниципальную площадку, но за это не платят! И никто не спрашивает мнения у родителей, которые, конечно, готовы отдать каких-то 100 рублей, чтобы их ребенок рассказал долгожданному Дедушке Морозу новогодний стишок».

Как считает Татьяна Крылова, event-индустрия вообще переживает сейчас не лучшие времена, хотя 2017-й, по ее мнению, нельзя назвать критическим.

«В этом году мы принимаем довольно ранние заказы в корпоративном секторе и от торговых центров, в то же время ощущается спад количества частных заказов, – поясняет Татьяна Крылова. – В 2016-м к середине декабря у нас уже не было свободного времени для «Дедушки Мороза на дом», а сейчас еще есть. Возможно, это связано с запоздавшей зимой и отсутствием у людей ощущения, что праздник уже скоро, а может быть, с экономической составляющей – сдачей отчетов и тому подобным. В целом кризис в нашей сфере ощущается, но мы научились находить иные пути, подстроились под ситуацию. Например, если раньше делали упор на те же поздравления на дому, корпоративы и рестораны, то сейчас активно работаем на различных промо-акциях, в фотозонах торговых центров… Хотя и «старые» направления, конечно, не забываем».

О сложном состоянии отрасли говорит и Ольга Халченко. По ее словам, если раньше компании гуляли по любому поводу, то теперь урезают бюджеты и устраивают корпоративы только на «три великих праздника»: Новый год, 8 Марта и День защитника Отечества.

Но несмотря на все «издержки профессии» – несколько выступлений в день, постоянные разъезды и заботы о костюмах, – перед каждым выходом, как говорят актеры, необходимо «обнуляться» и создавать у людей ощущение, что этот праздник только для них и только сейчас.






Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5