Ведущий рубрики - Михаил ЕРМОЛИН | 30.09.2020 23:22:17
Мы продолжаем наполнять нашу виртуальную «золотую полку» любимыми книгами героев рубрики. Сегодня в гостях у «БК» наш коллега - поэт, писатель, журналист Валерий ЧУБАР:
- Мне сложно говорить о любимых книгах, поскольку есть авторы, у которых к любимому можно отнести практически все. В большей степени это относится к поэзии. Прежде всего, разумеется, представители Золотого века: Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Затем - Гумилёв, Волошин, Блок, Есенин. Из советских поэтов ценю Юрия Левитанского.
В числе любимых, конечно же, Николай Рубцов. Казалось бы, повторить его очень легко, и сотни поэтов пытались писать, как он, но ни у кого это не получилось. Почему – это тайна, тайна поэзии и тайна Рубцова.
Сейчас у меня на столе лежит сборник питерского поэта Александра Кушнера, перечитываю. Творчество Кушнера, как и творчество другого ленинградского поэта второй половины ХХ века - Виктора Сосноры, — к сожалению, известно не очень широко, но, на мой взгляд, заслуживает серьезного внимания. Поэзию Кушнера, кстати, высоко ценил Иосиф Бродский. Обидно, когда Бродского одного поднимают на пьедестал, а Соснора и Кушнер, ничуть не менее талантливые, остаются в тени.
В прозе у меня есть два, казалось бы, очень разных предпочтения – реализм и фантастика. Если говорить о русской классике - дорог Всеволод Гаршин. Очень люблю Достоевского, до обмирания сердца люблю, но иногда мне кажется, что Гаршин в чем-то его превосходит. Короткие рассказы Гаршина по силе сопоставимы с объемными произведениями Достоевского, и это особенное искусство, особый дар.
В советской прозе для меня на первом месте — Валентин Распутин. Прочтите его потрясающую повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», написанную уже в двухтысячных годах. Думаю, если бы Фёдор Абрамов дожил до этого времени, он написал бы нечто подобное.
Из зарубежной прозы упомяну роман Джека Керуака «On the Road». Полагаю, что название в английской транскрипции более точно отражает суть произведения, чем различные переводы на русский. Дорога? В дороге? На дороге? У этого простецкого по форме романа своя тайна, и она не исчерпывается секретами путешествий автостопом. В этом же ряду Кен Кизи - и не только с «Пролетая над гнездом кукушки» но и с «Песнью моряка». Блистательно ироничен и до невероятности современен Ивлин Во.
Имена любимых фантастов тоже можно перечислять долго. Рэй Брэдбери, Айзек Азимов, Роберт Шекли, Роджер Желязны. Из менее известных – Генри Каттнер и Роберт Маккаммон.
У нас вне конкуренции братья Стругацкие, и это совершенно справедливо. Правда, мне более близки ранние Стругацкие, их романы «Стажеры», «Далекая радуга», «Пикник на обочине» и - в первую очередь - «Трудно быть богом».
Яркое воспоминание детства – повести Владислава Крапивина «Всадники на станции Роса» и «Мальчик со шпагой». Кто-то скажет: «Сказки!», но ведь «Маленький принц» Сент-Экзюпери — тоже детская сказка, но а равных этой книге найдется немного.
Если говорить о фэнтези - его величество Толкиен, конечно. С него начинается целое направление в литературе, и - опять же - море подражателей. А Толкиен - один. В жанре «космических опер» на первое место я бы поставил тетралогию «Гиперион» Дэна Симмонса.
Из относительно новых произведений сильное впечатление произвела фантастическая трилогия китайского писателя Лю Цысиня под общим названием «Задача трех тел». С интересом прочитал романы американского фантаста Патрика Ротфусса «Имя ветра» и «Страхи мудреца». Жду выхода третьей книги цикла «Двери из камня»: автор столько накрутил в первых двух книгах... Любопытно - как он из всего этого выпутается?