Ольга ИСТОМИНА. Фото Екатерины Чащиной | 12.10.2024 13:45:09
В Архангельском театре драмы – премьера по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Как бы ни хотелось зрителям сравнить новую постановку с известным музыкальным фильмом Марка Захарова, сделать это будет непросто. Режиссёр Михаил КУЗЬМИН предлагает свою версию истории о любви и чуде, которое происходит, если в него верят.
Михаил Кузьмин уже несколько сезонов не только играет на сцене Архангельского театра драмы, но и ставит спектакли. Среди его режиссёрских работ – спектакли для всей семьи «Питер Пэн» и «Вафельное сердце», а также яркая, музыкальная и хулиганская «Ханума», в которой ему тоже пришлось поспорить с классической интерпретацией – телевизионной версией фильма-спектакля.
«Обыкновенное чудо» Евгения Шварца молодой режиссёр ставит подробно и внимательно. Настолько подробно, что зрителям надо приготовиться к театральному действию продолжительностью почти четыре часа. Слишком долго для нашего всё ускоряющегося темпа жизни? Возможно. Но финал этой сценической истории будет стоить того, чтобы пройти весь путь вместе с героями спектакля.
Сказочный сюжет пьесы кажется хорошо знакомым: однажды волшебник превратил медведя в юношу, и вернуться к своему облику он сможет, когда в него влюбится прекрасная принцесса и снимет чары поцелуем. И вот наступает день, когда в доме волшебника (он же – Хозяин) появляется тот самый обращённый им в человека Медведь, а с дороги сворачивает король со своей свитой и, конечно, принцессой…
Тысяча свечей и хрупкость стекла
«Здесь огоньков больше, чем во дворце!» – восклицает Король (Александр Дубинин), переступив порог светлого дома Хозяина (Дмитрий Беляков) и Хозяйки (Мария Беднарчик). Заполнившие глубину сцены свечи словно замерли в небе, как звёзды, хоть и занимают на самом деле металлические конструкции-стеллажи. Может быть, это сам волшебник наколдовал такой космос для своей любимой жены?
.
Магия пространства (художник – Валентина Спевак) и света (художник по свету – Ольга Раввич) с первых минут настраивает на тонкую и непростую историю. Красные угольки тлеют в очаге на авансцене, то разгораясь сильнее, то затихая. Разные миры сталкиваются в первом и втором акте: тепло и свет первого сменяются пустотой и холодом второго. Но хрупкость – это то, что присутствует на сцене всё время. Огоньки легко потушить, и так же легко неосторожный шаг может разбить стеклянную посуду, среди которой в финале идут навстречу друг другу влюблённые, обречённые или на смерть, или на вечную жизнь.
Принцесса (Екатерина Зеленина) и Медведь (Николай Варенцов) в этой истории кажутся не главными героями, а своеобразными катализаторами волшебных процессов в глубине человеческой души. Принцесса – милая, немного наивная «домашняя девочка» в нежном, персикового цвета платьице и со старомодно заплетёнными калачиками – превращается в девушку-бунтарку. Её бунт против всего мира и желание показать, что она может за себя постоять, подчёркивает нарочито грубый образ: чёрная толстовка и длинные распущенные волосы. Она – словно вырвавшаяся на свободу Рапунцель, которая не боится никого и ничего. Может быть, только своих чувств.
Параллельно с историей молодых влюблённых происходит встреча другой пары спустя много лет разлуки: эксцентричной Эмилии (Мария Новикова), пристрастившейся к трубке, и Трактирщика (Александр Субботин), который превратился в немного грубого, но сентиментального бородача.
Но основной линией, которая соединяет эти сюжеты, остаётся всё‑таки история Хозяина и Хозяйки. Неслучайно в спектакле эти герои появляются ещё и в образе детей – тех самых мальчика (Глеб Беспоясов) и девочки (Варвара Нерадовская) из прошлого, которые когда‑то встретили друг друга и были навсегда связаны одной сказкой. И эта история о любви и чуде – на самом деле про них.
Обаятельный злодей и шут
Но она была бы слишком сентиментальной, если бы не появился яркий злодей с абсолютно противоположными ценностями. Им стал, как и в фильме, Министр-администратор (Михаил Бакиров) из свиты короля, который возник на сцене в стильном деловом костюме, накинутом на плечи жёлтом шарфе с кистями и жёлтых очках. Наверное, таким – жёлтым и немного мутным – он и видит окружающий его мир. С помощью пластики и мимики актёр создаёт образ, напоминающий какое‑то земноводное, особенно запоминается один жест: как он перебирает пальцами, словно заманивая жертву.
Министр-администратор расчётлив, циничен и пугающе современен – он способен думать и говорить только о цифрах, считать деньги и выдвигать деловые предложения. В то же время, представленный с юмором, именно этот герой с отрицательным обаянием особенно запоминается зрителям (но неужели – и восхищает тоже?)
В сценической версии истории появляется персонаж, которого нет в пьесе Шварца. Шут (Тимофей Тихонов) становится постоянным наблюдателем и бессловесным комментатором, который постоянно включён в действие. Кажется, именно он является носителем какого‑то знания, однако до поры не может его раскрыть. И открывается в песне, которая восполняет его прежнюю бессловесность и заменяет ключевой монолог. В исполнении артиста звучит «Серое небо» группы «Агата Кристи»: сказка уже никого не может спасти, потому что «улетела вместе с детством», и нам остаётся только вспоминать голубое небо той счастливой поры.
Хочется отметить звучание спектакля, в котором создан интересный музыкальный коллаж из разных стилей и настроений – от современной музыки до лирических французских песен прошлого века.
Любовь накануне поминок
Во втором действии мир этой истории кажется опустевшим и вымершим. Вместо ярких свечей – словно в судороге чувств изогнутые стволы деревьев, протянувшийся через всю сцену стол, заставленный стеклянной посудой (бокалами, стаканами, фужерами) – то ли для праздника, то ли для поминок. И на последние, конечно, похоже больше. Ближе к финалу внутри героев разворачивается борьба с собственными демонами. У Принцессы это страхи и сомнения, которые в виде чудищ со звериными головами кружатся вокруг неё во время иступлённого танца. У Медведя – его внутренняя сущность, которая обрела реальную медвежью форму и вызвала героя на какую‑то метафизическую дуэль.
Эти сцены сделаны очень красиво, впечатляюще, а ещё они вызывают много культурных и театральных ассоциаций – от хрестоматийного сна пушкинской Татьяны до образов из спектаклей мастеров современной режиссуры. И эти аллюзии здесь кажутся даже естественными – спектакль транслирует приёмы современного театрального языка.
.
Все герои «Обыкновенного чуда» – персонажи сказки, которую захотел рассказать волшебник свой жене, чтобы поговорить с ней о любви. Этой любовью он переполнен так, что её силой создаёт целые миры с героями, перипетиями и неожиданными развязками. В этом заключается важная мысль о природе творчества, которое невозможно без внутреннего огня, вдохновения и любви.
В одной из сцен в руках у Хозяина и Хозяйки игрушки – медвежонок и кукла-принцесса, судьбами которых распоряжается тот, кто их придумал. Но какой бы финал ни был уготован героям сказки, жизнь обычных людей рано или поздно заканчивается, как любая, даже самая прекрасная история. А на сцене эта история наверняка продолжится в другой – ведь мы знаем, что крепка, как смерть, любовь.