Елена ИОНАЙТИС | 03.11.2011 08:42:51
Ломоносов – бренд, от которого в Архангельск немного устали. Одни и те же портреты и фразы на плакатах встречают с работы и провожают домой. У нас умеют отбить интерес — с каждого угла на нас смотрит величайший новатор. Результат информационной кампании к трехсотлетию ученого неудивителен – это негативное отношение к бедному юбиляру.
Настроение выступающих на заседании дискуссионного клуба «Точка зрения» напоминало отчаяние. На встрече историки - профессора, студенты САФУ, а также просто заинтересованные жители Архангельска попытались объективно оценить личность Михаила Ломоносова, определить значимость фигуры ученого для региона.
Во всех трех докладах прозвучало: в преддверии юбилея нам просто навязывают образ Ломоносова. Между тем на сборах политклуба контраргументы находятся сразу, здесь же повисла тишина...
Почему нас так отталкивает новый символ Поморья — Михаил Ломоносов? Возможно, потому, что основа информационной кампании – преувеличение достоинств исторической личности. Даже народный фольклор беспощаден: 300-летие Ломоносова давно именуют «зоолетием».
«На фоне пропаганды, которую мы наблюдаем, зарождается отрицание положительного примера. Конечно, дело в манипулировании сознанием: используешь правду – она долго не задержится, пройдет мимо ушей. Нам не избавиться от образа Ломоносова – он действительно важный герой для нашего края, только почему такую творческую работу доверили чиновникам и бюрократам? В итоге мы получили «замыленный» персонаж», - недоумевает преподаватель истории гимназии №3 г. Архангельска Михаил КОПИЦА.
По его мнению, чтобы образ Ломоносова не получился казенным, разработкой его должны заниматься интеллектуалы, причем без фанатизма.
«От мифа не уйти, - соглашается историк, - но если его и создавать, он должен быть полезным. Почему бы не сделать акцент на человеческом факторе? Михаил Васильевич – классический пример сэлф-мэйд мэна».
Self-made man - с английского - человек, который сделал себя сам, без помощи других пробился от низов к достойной жизни. Пример Ломоносова как нельзя лучше подходит под образ сильного человека. Кто из современных провинциальных мальчишек сегодня бросит отеческий дом ради науки, заявит о себе в столице и дойдет до самого президента?
Только вот человеком Ломоносова до сих пор никто не видит. Мальчики и девочки, что не читали ни научных, ни литературных трудов ученого, уверены только в одном знании: Ломоносов – новатор. Только знание это или миф? Конечно, есть сферы, в которых Михаил Васильевич был основоположником, взять хотя бы его заслуги в области риторики - все книги, что были на церковнославянском, перевел Ломоносов. Он стал создателем первой в России хрестоматии.
Отрицать значимость его фигуры несправедливо, но и приписывать сегодня к его биографии открытия тоже не стоит. В этом убежден преподаватель кафедры социологии и политологии САФУ Илья ВЕРЕЩАГИН.
«Новатор» - слово с плаката. Процесс восхваления Ломоносова неестествен. Образ, поданный горожанам, слишком рафинирован. Из жизни обычного человека сделали миф», - убежден Илья Верещагин. Нуждается ли в украшательстве жизнь человека, который сам себя создал? Объективно относиться к его биографии и заслугам перед Отечеством у архангелогородцев не получается.
Мы всегда любили сказки, уверен профессор кафедры политологии и социологии Рудольф ХАНТАЛИН: «В свое время некий журналист пустил байку в массы, что Ломоносов – сын Петра Первого. Было такое, что император посещал поморскую сторонку, вот кто-то и связал этот факт с рождением ученого…Информацию про отцовство Петра подхватили, сопровождая громкими комментариями – «похожи даже»! Только если верить тому журналисту и чихать на исторические факты, мать носила Ломоносова в чреве несколько лет».
Историки – хранители фактов, они изначально против мифов. Кто-то даже считает, что в земляческой симпатии, с какой мы относимся к ученому, тоже в какой-то степени есть подчинение мифу. Потому что не бывает в науке чужого и своего. Вы слышали где-нибудь про деление физики на русскую и зарубежную? Выделяя заслуги Ломоносова в каких-то сферах, мы выделяем его происхождение. Но разве он совершил свои достижения потому, что он помор?
В конце концов, если обращать внимание на землячество, то, выделяя одного, мы невольно принижаем других. В этой связи докладчикам клуба «Точка зрения» искренне жаль таких талантливых наших земляков, как Писахов, Рубцов, Шергин…
Но власть продолжает смотреть на Ломоносова как на вождя с плаката, и остальным на этот плакат, хочешь не хочешь, взглянуть придется. Ломоносов на каждом шагу.
Любопытное наблюдение сделал профессор кафедры отечественной истории Андрей ЗАШИХИН: каждый век по-новому интерпретирует личность Ломоносова, и каждое прочтение характеризует целую эпоху.
Ломоносов в ходе исторических перевоплощений страны побывал у нас и православным, и монархистом, и патриотом, и борцом с космополитами – в зависимости от того, какой образ был выгоднее, что было полезнее для корма народу. В демократической литературе он был примером свободного гражданина: «Архангельский мужик стал разумен и велик»…
В наши дни Ломоносов стал образом идеологическим. И, если следовать этой логике, мы живем в период рекламы, бюрократии, пропаганды, брендов и мифов.