ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
LEXUS
RAV4

Костюм как проявление национальной идентичности


Беседовала Тамара СТАТИКОВА | 18.10.2018 12:15:25
Костюм как проявление национальной идентичности

Марина БЛЮМИН, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, член Союза художников РФ, возглавляла жюри IV Межрегионального фестиваля «Костюм Русского Севера», который проходил в Архангельске в дни Маргаритинской ярмарки. После просмотра 38 коллекций, дискуссий с участниками, награждения победителей Марина Алексеевна рассуждает, как мода сегодняшняя связана с костюмом прошлого.


- Вы ехали в Архангельск работать председателем жюри конкурса «Костюм Русского Севера». Север увидели, почувствовали?

- Я прошлась по набережной Северной Двины, побывала в Малых Корелах, потрясающем краеведческом музее. Вдохнула природу, небо, людей, ощутила эту связь с Петром Великим.

А вот работа в конкурсе – это совсем другое дело. Я смотрела коллекции, исходя из знаний истории и законов искусства.

- Это для вас не первый подобный конкурс?

- Да, у меня есть опыт работы в жюри конкурса «Лоскутная мозаика», который проходит в Иваново и Москве. Принимала участие в судействе конкурса «Русский силуэт».

- Значит, у вас есть с чем сравнить?

- Сегодняшние опыты осмысления русского костюма в таком масштабе – для меня это впервые. Я приятно удивлена. Конкурс нацелен на сохранение традиций народного костюма. Для того чтобы сохранить, надо изучить и знать костюм Русского Севера, не только особенности кроя, а весь набор – ансамбль костюма локальной местности, соблюсти все детали комплекса, ничего не перепутать: головные уборы, пояса, женский костюм, девичий, замужний… И мы увидели, что есть специалисты, которые обладают этими знаниями. Награду в номинации «Традиционный костюм Русского Севера» получила Елена Гусейнова из Устьянского района Архангельской области.

- Получается, что поколение сегодняшних модельеров становится носителями знаний о народных промыслах?

- Это те люди, которые связывают нас с прошлым.

- Я о том, надо ли это так трепетно сохранять? Или это как фундаментальна математика – теория, обязательная к изучению?

- Абсолютно. Без знания истории народного костюма во всех подробностях , без сохранения и понимания этих традиций нет следующего шага. А дальше – как дизайнеры одежды способны переосмыслить и создать для нас с вами повседневную одежду, в которой бы прослеживался этнический стиль.

- Что вас лично привлекает в народном, национальном костюме?

- Сам костюм. Все вышивки, которые мы сейчас воспринимаем как декор, были символами, оберегами человека. Семантика народного костюма велика. В прежние времена, только посмотрев, в чём человек одет, по характеру вышивки, по крою, можно было определить социальный статус, место жительства. Другое дело, что тогда люди могли читать эту информацию по костюму, а сейчас мы все это изучаем. Так что чрезвычайно важно этот пласт культуры сохранить.

Глобализация культуры продолжается, и если свою национальную идентичность не закрепить, то какое будущее у страны? Так как страна у нас многонациональна, то представляете, сколько разных локальных, региональных особенностей костюма?! Так что у нашей моды есть будущее. Я вижу в регионах достаточно большой интерес к традициям народной культуры.

Конечно, современные дизайнеры одежды не должны слепо переносить крой, рисунки, орнаменты. Они должны питаться этим, вдохновляться, а потом сказать свое слово творца!

- А где границы фантазии?

- Критерий один – профессионализм. Когда его нет, получается безвкусица. После конкурса был трёхчасовой круглый стол. Мы разбирали каждый костюм, соответствие исторической правде, этнографическому материалу. Надо понимать, как свободно можно, а как категорически нельзя обращаться с этническим прошлым. Я считаю, что одно из условий успеха отечественной моды – это обращение к национальной традиции и умение трансформировать эти идеи в нечто совершенно новое. Но только это новое должно быть построено по законам красоты, гармонии, чувства ритма, цвета.

- Трудно бороться с кичем и безвкусицей… Фестивали, конкурсы, смотры хоть как-то помогают трезво себя оценить.

- Безусловно. Одни профессиональные художники, другие просто мастера, третьи только начинают поиски себя. И никто не застрахован от «кича». Когда вы внутри творческого процесса, вы же не чувствуете, вас «заносит». Вот, почему так важно услышать мнение специалистов со стороны. Главное, быть к открытым к знаниям.

- Вам не кажется, что мода сегодня превращается в сценический костюм? Так, кстати, называлась одна из номинаций фестиваля «Костюм Русского Севера»...

- Сценический костюм имеет свои границы и задачи. На это и ориентируется мастер.

Вы же говорите, о моде, которая эпатирует. Да, то и другое связано с театральным действом. Мода сегодня разновекторная, разная. Мы все же ориентируемся на моду повседневную - ту, что называется casual. Люди должны быть красивы каждый день, тогда и в жизни будет совсем другая энергетика.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5