Алёна АБРОСИМОВА, студент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью САФУ. Фото Виктора Канашева и из личного архива Евгения Пасюры | 18.11.2024 19:00:30
Работы архангелогородца Евгения ПАСЮРЫ дают возможность каждому соприкоснуться с Русским Севером, сохранить воспоминания о путешествии в наш край на долгие годы. В руках гончара куски глины оживают, превращаются в дружелюбных тюленей и весёлых белых мишек. На авторской посуде - красные мезенские кони, камбала, чайки-свистульки... Открываем двери небольшой мастерской.
– Евгений, как начинался ваш творческий путь?
– Я родился в Новодвинске. Впервые попробовал работать с глиной в студии при городском Доме культуры, вёл занятия Георгий Яковлевич Потяркин. Более серьёзно занялся этим делом уже в Архангельском колледже культуры, на декоративно-прикладном направлении. Одновременно работал с деревом, берестой, камнем, пробовал ткачество. Как материал глина оказалась мне ближе. Было и знакомство с традициями северных промыслов, элементы которых использую в своём творчестве. После колледжа продолжил развиваться самостоятельно, пробовал новые технические приёмы, искал своё.
Сейчас у меня мастерская в Архангельске. Здесь я не только создаю изделия, но и провожу мастер-классы по работе с глиной, также организую длительное обучение для желающих освоить ремесло более серьёзно. Помимо этого, ко мне направляют студентов САФУ на практику по специальности «Технология художественной обработки материалов»: знакомлю их с технологией изготовления керамических изделий, помогаю создавать первые работы на гончарном круге.
– У вас много северных образов. Почему обратили внимание именно на них?
– Северные мотивы появляются, потому что здесь живу, а работаю в первую очередь на туриста. На юге такие мастера, как я, используют образы «южных товарищей» – дельфинов, например. Северная тематика в моём творчестве появлялась постепенно: сначала один персонаж, затем другой. Сейчас разработанный мной ассортимент посуды и персонажей, который отражает природу Архангельской области, довольно широк: на моих изделиях можно увидеть белых медведей, тюленей, белух, касаток, чаек, сов и других представителей местной фауны. Стараюсь, чтобы образы были максимально лаконичны, – минимализм и аскетизм свойственны традиционным поморским ремёслам.
– Что самое трудное в работе с материалами?
– Самая большая сложность – найти и подготовить материал. Это львиная доля процесса создания керамики. Если сейчас глину перестанут продавать в интернете, 99% всех «великих» мастеров сменят род деятельности, так как не смогут обеспечить себя материалом. А непосредственно лепка или работа за кругом, которая так притягивает людей кажущейся простотой, медитативностью, – самая малая составляющая ремесла.
– Говорят, что все настоящие гончары знают, где найти качественный материал для своих изделий. А у вас есть такие особые места?
– Да, любой уважающий себя мастер должен знать, как найти, и уметь подготовить рабочий материал. Он не обязан его готовить сам, но понимать то, как происходит этот процесс, а также обладать соответствующими навыками должен каждый профессионал. Что касается самого материала, у нас достаточно много мест, где можно накопать красной глины. Проблемы возникают с тем, что белую, или, по-другому, светложгущуюся, глину найти очень трудно. Во всяком случае, та белая глина, которую мне удалось обнаружить в нашей местности, совершенно не «дружит» с глазурями, хотя прекрасно формуется. Продолжаю попытки сделать её пригодной для глазурования. А пока выхода нет – приходится работать на привозной светложгущейся массе.
– Евгений, расскажите о процессе создания изделия.
– Смотря какого. Если это какое-то утилитарное изделие, например горшок, то делаю акцент именно на технологический процесс: подготовил глину, бросил на круг, вытянул изделие. После этого работа отправляется на сушку, обжиг и глазуровку. Если же это сувенирный продукт, то сначала появляется идея, нечто призрачное, какие-то образы. А «призрачная каша» в голове сильно отличается от того, какой результат появляется в работе с материалом. Поэтому следующий шаг после зарождения идеи – это эскиз в материале. Лепишь приближённый образец, видишь нюансы, учитываешь ошибки, пластические моменты, что-то меняешь, и только потом запускаешь изделие в тираж.
– Какую технику используете при создании рисунков?
– Это, так сказать, усложнённая техника сграффито. Сначала на изделие сверху наносится тонкий красящий слой, в основном это глина другого цвета, ангоб и по нему процарапывается рисунок. У меня эта техника усложнена, и у изделий получается вид, как будто это чеканка. В такой разновидности сграффито я работаю один. Хотелось бы выделить именно эти работы в моём творчестве. Не то чтобы я горжусь ими, — просто доволен тем, какие они получились.
– Что бы вы хотели показать с помощью своих изделий туристам, приезжающим в наш регион?
– Для меня Север – то монохром, то буйство красок, лаконичность, простота, простор и суровая свобода. У меня нет цели что-то кому-то показать. Я делаю то, что мне по душе, и так, чтобы результат в первую очередь устраивал меня самого. Если итоговый продукт нравится людям, значит, я работаю не напрасно. Думаю, каждый сам увидит в моих изделиях что-то своё... Или не увидит.