ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 09:56

«Эксперименты со сковородками»: программа Архангельского камерного оркестра обещает сюрпризы


Мария ЧЕСНОКОВА. Фото: Алексей Липницкий | 11.11.2015 10:20:31
«Эксперименты со сковородками»: программа Архангельского камерного оркестра обещает сюрпризы

Олег КУЗНЕЦОВ известен в Архангельске как руководитель и вдохновитель ансамбля «44 Drums», барабанщик-универсал, непревзойденный мастер своего дела и, конечно же, исполнитель афро-бразильской музыки. 13 ноября Архангельский камерный оркестр, архангельские ударники и солисты Симфонического оркестра Карельской филармонии покажут в нашем Камерном зале программу, в которой соединились шедевры музыкального искусства и жгучие ритмы Бразилии. Олег Кузнецов рассказал, какие сюрпризы ждут слушателей.

- Олег Николаевич, как формировалась музыкальная программа концерта?

- Владимир Михайлович, дирижер и художественный руководитель Архангельского камерного оркестра, уже давно планировал исполнить «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина на темы оперы Жоржа Бизе «Кармен». Это очень красивая музыка, Сюита пользуется особенной популярностью среди архангельских слушателей. Мы ее уже исполняли четыре-пять раз, всегда был полный зал. Один раз играли в очень романтичной обстановке – при свечах. Во всем городе выключили свет, вот такой был сюжетик.

На этот концерт к нам приезжают сильные музыканты из Петрозаводска, поэтому есть возможность исполнить произведения с ведущими партиями ударных. Валерий БОБКОВ, директор Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии, предложил сыграть Концерт для маримбы и камерного оркестра Ефрема Подгайца. С Валерием Бобковым мы вместе учились в консерватории, он был на курс старше. Он лауреат многих конкурсов, великолепный музыкант.

Моей идеей было сыграть «Бразильские мифы» Нея Розауро. Это популярный бразильский композитор, у которого много концертов написано для виброфона, для маримбы с оркестром, для мультиперкашн (разных ударных). Он пишет современную бразильскую музыку с народными мотивами. Советую его послушать, музыка красивая.

- Какие сочинения программы требуют большей виртуозности, техничности, а какие – фантазии музыканта?

- У каждого сочинения этой программы свое ярко выраженное лицо. В смысле техники исполнения наибольшей отдачи и мастерства требует Концерт для маримбы и камерного оркестра Ефрема Подгайца. В нем ударнику необходимо работать сразу четырьмя палочками. Это сочинение очень прихотливо ритмически; быстрое, моторное, оно требует от солиста проявления самых сильных, виртуозных качеств. «Бразильские мифы» Нея Розауро – необычное, своеобразное и зрелищное шоу ударников. В его исполнении помимо классических барабанов, бубнов, литавр и национальных бразильских инструментов задействованы колокольчики, трещетки, воздушные шары, вода, листы железа, сковородки и другие неожиданные предметы, с помощью которых мы будем делать музыку. Все эти вещи прописаны у композитора в нотах. И без сомнений, самое красивое произведение всей программы, ее украшение - «Кармен-сюита». Из инструментов симфонического оркестра Родион Щедрин использует только струнные и ударные, исключив духовые инструменты, при этом набор ударных более чем богатый - их около тридцати. Композитор говорил про выбор инструментов, что струнные – это пение, ударные – это Испания.

- Это музыка для подготовленной публики?

- Это не классическая джазовая музыка и не авангард, которые требуют определенной подготовки слушателя. Проникнуться ей сможет каждый, здесь все понятно и интересно. А поскольку все сочинения программы имеют свой яркий характер, концерт будет интересен как ценителям прекрасного, так и любителям экспериментов в музыке.

- Вы как лидер коллектива «44 DRUMS» часто выступаете на концертах, фестивалях свободного формата, как например, Уличные театры. Концерты Архангельского камерного оркестра носят более академичный характер. Это ставит какие-то рамки перед Вами как исполнителем?

- Нет, я закончил консерваторию как классический музыкант, это моя родная стихия. Афро-бразильской музыкой я стал заниматься только тогда, когда после консерватории приехал в Архангельск. Единственное, бывает сложно переключиться с одного направления на другое. В большинстве проектов, где я участвую, работа строится на импровизации. В той музыке, которую доводится играть в составе Камерного оркестра, ситуация другая, здесь мы озвучиваем и интерпретируем то, что предписано композитором, и как правило, место импровизационной музыки меньше, соответственно, мы играем по нотам.

- Как давно вы сотрудничаете?

- С того самого момента, как я приехал в столицу Поморья. Это было в 1993 году. Владимир Михайлович предложил выступить вместе, с тех пор я участвую почти во всех программах, где есть ударные инструменты. Владимир ОНУФРИЕВ – грамотный, профессиональный дирижер, каких не только в России, но и за границей нужно поискать. В таком сильном коллективе приятно работать. Очень жаль, что у Камерного оркестра мало программ, где задействованы ударники. В Архангельске не хватает симфонического оркестра. И еще мало профессиональных ударников, которые владели бы всеми инструментами, играли классическую музыку по нотам и умели импровизировать.

- Среди студентов музыкального училища, в котором вы преподаете, есть таланты, которые могут помочь разрешению сложившейся проблемы?

- Учиться играть на ударных приходит много желающих. До 90-х годов был настоящий бум студентов по этому классу, затем в связи с политической и экономической обстановкой в стране ситуация в корне изменилась. Быть музыкантом было не только невыгодно, но и голодно. Сейчас ударники снова популярны. Но молодежь рвется в другие жанры – рок, джаз, фьюжн. Нужно поиграть хотя бы год классическую музыку, полюбить ее. Не слушать, а именно играть, исполнять, это захватывает. Симфонический оркестр мог бы дать такую практику студентам, но у нас его нет.

- Как в целом развивается классическое барабанное искусство в России и за рубежом?

- И там и там оно развивается хорошо. Точнее, в Европе оно уже развито. У нас разные системы обучения. В России, начиная с музыкальной школы, затем в музыкальном колледже, училище, учат играть на всех ударных инструментах, хотя бы основных. На Западе такого нет, там ученики специализируются на одном инструменте. Сложно все охватить, чтобы быть мультиинструменталистом. Это совсем разная подача инструментов, звукоизвлечение, разные палочки, постановки. Все по-другому. С другой стороны, плюс нашего образования в том, что после музыкального колледжа человек может выбрать, чем он хочет заниматься, какому инструменту отдать предпочтение, ведь он все попробовал. Все равно музыкант выбирает какой-то один стиль.

- Для северных жителей афро-бразильская музыка, на которой вы специализируетесь, достаточно далека. Вам в своем творчестве приходится преодолевать противостояние жарких мотивов в условиях крайнего севера?

- Нет никакого противостояния. Это тоже народная музыка. Творчество Северного народного хора, «Сиверко» и других поморских коллективов очень хорошо воспринимают за границей. Здесь такая же ситуация.

Единственное, у нас, музыкантов, этого в крови нет, мы учимся. Есть небольшой мороз в северянах, у кубинцев, например, все живее, но у них и стиль немного другой. Мы участвовали в совместных проектах с испанскими барабанщиками. Вот они жгучие ребята. Тем не менее, совместно играли, и испанцы восхищались, что не в Москве, не в Санкт-Петербурге, а в северном городе есть такой коллектив.

Сейчас мы с «44 Drums» готовимся к международному конкурсу барабанщиков и перкуссионистов «УДАРНАЯ ВОЛНА»'15, который пройдет в Санкт-Петербурге. Это серьезное мероприятие высокого уровня, участвовать в нем и престижно, и почетно. В рамках конкурса пройдут мастер-классы, курсы повышения квалификации. Организаторы привезут кубинского музыканта, играющего на многих музыкальных инструментах. Такие мероприятия всегда дают мощный толчок для творчества. Хорошо, что в Архангельске проходят различные музыкальные фестивали, джазовые, «Беломор-буги». После них появляется настрой двигаться дальше и дальше. И все равно нужно выезжать и смотреть, чем столица дышит. А если есть возможность выехать в Европу – еще лучше. Музыкант должен этим жить.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей