Светлана КОРЕЛЬСКАЯ. Фото: Алексей Липницкий | 15.10.2015 08:06:56
15 октября со сцены камерного зала в Архангельске прозвучал своеобразный пролог к Международному фестивалю новой джазовой музыки и современного искусства – осенней встречи артистов, представляющих в Архангельске новые явления художественной культуры. Прошло более тридцати лет с того дня, когда Владимир Резицкий вывел на сцену первых его участников, и пятый год фестиваль носит имя легендарного музыканта. В каком русле движется традиция?
За тридцать лет менялись составы и лица, место действия, спонсоры и аудитория. Пик популярности пришелся на конец 80-х – начало 90-х годов: каждый концерт был аншлаговым, по фойе носились дети, а за столиками кафе седобородые музыканты непринужденно общались с молодыми слушателями. Джаз обсуждали на разных языках, о джазе громко спорили – и каждая джазовая осень высвечивала новые явления музыкального творчества. Потом настало некоторое затишье, связанное с неожиданным уходом Владимира Резицкого, и в воздухе повисла тревожная нота. В чьих руках окажутся «Дни джаза»? Сохранится ли Архангельск как независимый центр современного искусства? Выживет ли он в «новой экономической реальности»? К чести создателя продюсерского центра «Архангельск Джаз» Тима ДОРОФЕЕВА и сложившегося вокруг художественного сообщества, традиция не угасла. В палитре фестиваля заиграли новые краски, возникли цветовые контрасты, но праздник остался праздником с радостным ожиданием чуда, и нет никакого смысла сравнивать «до» и «после».
Люди со странностями
Сохранив творческие контакты 80-х, продюсерский центр «Архангельск Джаз» не утратил чутье на актуальные художественные формы, и сегодняшний фестиваль последовательно развивает первоначальный замысел.
«Объединяющим остается одно – современное, иногда максималистки авангардное художественное мышление, преимущественно джазовое, – так определяет взаимосвязь времен постоянный ведущий архангельских фестивалей, музыковед Елена ЯШИНА (СЕРГИЕВСКАЯ). – Заложенный в джазе импровизационный принцип – это «свобода в квадрате» по сравнению с другими видами искусства. В орбиту фестиваля вовлечены перформанс, танец, фотография и живопись… когда я готовила буклеты, поражало обилие событий в плотной трехдневной программе – порой экзотических вроде японской авант-поп группы Hikashu. Как относиться к таким заточенным под авангард явлениям? А вот как. Перечитывать «Алису в Стране Чудес», где говорится: «Какое странное место! Должно же быть хоть какое-то странное место, когда кругом столько нестранных мест».
Все эти веселые «связки и связочки» художественных событий всегда прослеживались в режиссуре архангельского фестиваля, добавила она, и определяли его своеобразие. Без них жизнь становится пресной и одномерной. Если не любить странностей, то ты, поди-ка, уже и не совсем живой… именно за такие «странности» фестиваль должен быть благодарен Резицкому, а город – джазовым фестивалям.
Голоса и созвучия
Музыкальные критики разных стран сходятся на том, что в наши дни джазовая и фольклорная традиции не могут существовать друг без друга. Внимание современных композиторов к этнической музыке не дает ей выродиться в мертвую стилизацию. Тот, кто внимательно следил за фестивалями Владимира Резицкого, слышал отголоски разных этносов планеты и звуки национальных инструментов мира во всевозможных интерпретациях. Джаз, рок, фьюжн, фанк, эмбиент – все эти музыкальные формы, родившиеся сравнительно недавно, время от времени черпают из вневременного и безграничного источника фольклора.
Второй день фестиваля. Очередной виток этно-джазовой темы. Норвежский дуэт Arrvas – диалог контрабасиста и вокалиста Стейнара Ракнеса с певицей Сарой Мариэлле Гауп Беаска, исполняющей йойк – песенный фольклор народа саами. Их выступление в Архангельске знаменует IV фестиваль Leo Records в России, охватывающий в этом году пять городов: Москву, Петербург, Архангельск, Екатеринбург и Казань. Помимо норвежцев, Лео Фейгин привез к нам Ансамбль Анатолия Вапирова (Болгария), создавший проект «Гардарика» совместно с голландским пианистом Майком Дель Ферро, и квартет вокалистов-импровизаторов из Германии VoсColours (Бригитте Кюппер, Гала Хуммель, Норберт Цаяц, Юрий Гранкин). С ними выступает испытанное временем инструментальное трио – Алексей Круглов (саксофон), Тим Дорофеев (гитара) и Олег Юданов (барабаны, перкуссия). Певица Кадри Вооранд представляет молодую эстонскую джазовую сцену.
«Джаз – американская музыка, в основе которой лежит афроамериканский блюз, но у нас есть свой фольклор. Я его серьезно изучал, много работал с ладами, играл с народными хорами и ансамблями, – обозначил одно из направлений развития архангельской джазовой школы Тим Дорофеев. – И, на мой взгляд, он куда более интересен, чем блюз. Северная этническая музыка принимает изощренные формы, а мы стараемся продвинуть на другой уровень восприятия аутентичные мелодии и ритмы, раскрывающие необычайно широкий простор для импровизации».
Его композиция «Белое море» – органичный сплав мотивов северных песен с приемами современного джаза – завораживает и определяет стиль, в котором Архангельск вписывает свои строки в историю музыкальной культуры. В просветительскую линию фестиваля выстроились презентация книги Елены Сергиевской «Музыка: секреты и секретики», ее захватывающий рассказ о джаз-группе «Архангельск» и лекция главного редактора журнала «Джаз.ру» Кирилла Мошкова в библиотеке САФУ – о новом джазе в целом. Как отметил Тим Дорофеев, музыкальный форум разрастается во всех направлениях, равно как и горизонты сотрудничества музыкантов. Неутомимый продюсер Лео Фейгин показал и прокомментировал фильм Оксаны Матиевской «Такая музыка», снятый на прошлом фестивале Leo Records, где неизменно участвуют наши джазмены – их творчество поднялось и стало известным на гребне новой авангардной волны, а на нее и был изначально настроен этот британский лейбл.
Имена и символы
Связать несхожие формы современного искусства в трехдневной программе – задача трудная, но выполнимая. Безусловное достижение фестиваля – хорошо налаженное взаимодействие между организаторами: областным министерством культуры, управлением культуры и молодежной политики мэрии Архангельска и продюсерским центром «Архангельск Джаз». На этот раз региональное правительство выступило в роли генерального спонсора фестиваля.
«Я верю в то, что Архангельск сможет стать культурной и джазовой Меккой Севера и мы сможем развивать под это мероприятие событийный туризм, – подчеркнула министр культуры Архангельской области Вероника ЯНИЧЕК. – И рада, что в нашем совместном с Тимофеем Аркадьевичем проекте активно участвует городская власть».
Архангельск никогда не был провинциальным по духу городом, он всегда был просвещенным, здесь пульсировала живая мысль и рождались новые творческие идеи, поддержала коллегу начальник городского управления культуры Глафира БАЛЕЕВА.
«У каждого города есть свои символы – не только сооружения и памятники архитектуры, но и люди. Здесь жили те, кем по праву может гордиться весь Север и вся страна. Безусловно, один из них – Владимир Петрович Резицкий. Он сделал Архангельск узнаваемым. Назовите это имя в музыкальном сообществе – и все тут же поймут, о каком городе идет речь. Мне посчастливилось участвовать в его проектах, быть рядом с ним в тот момент, когда он пестовал свой фестиваль, и меня воодушевляет то, что фестиваль жив», - сказала она.
15 октября, в день перед официальным открытием V фестиваля Владимира Резицкого, в Камерном зале Поморской филармонии состоялся концерт, своеобразный пролог – «Рояль и орган в джазе». Перед началом трехдневного действа в Архангельском городском культурном центре были выставлены картины двух архангельских художников, непосредственно связанных с джазовым движением, – Ивана Тарутина и Юрия Гобанова. Их работы, снимки лауреата престижной премии международной Ассоциации джазовых журналистов Jazz Award-2012 Павла Корбута (Москва) и коллажи норвежского фотохудожника Асбъёрна Нильсена сразу напомнили о первых акциях старейшего в нашей стране международного фестиваля импровизационной музыки. Осенью 1981 года «Дни джаза» открыла выставка выпущенной из-под спуда современной живописи и завершил детский концерт, где ученики музыкальных школ импровизировали вместе с мэтрами жанра.
«У нас проходит не фестиваль памяти Резицкого, – сказала Елена Сергиевская. – На нем он все время живой. Иногда стою за кулисами и почти физически ощущаю его присутствие. Вот сейчас закончится очередная композиция, Володя подойдет сзади и спросит на ухо строгим полушепотом: «Что понравилось? Как ты это поняла?». Поток предложений о сотрудничестве от потенциальных участников фестиваля растет, и уже сейчас складывается сценарий следующего года, сообщил Тим Дорофеев.