Ольга ИСТОМИНА. Фото Алексея Липницкого и Екатерины Чащиной | 16.09.2020 14:50:07
С 16 сентября в Архангельской области снят запрет на работу театров. Правда, пока зрительный зал может быть заполнен только наполовину, а зрители должны сидеть на расстоянии метра друг от друга (об исключении можно попросить, если вы пришли вместе). В этих условиях Архангельский молодежный театр уже на этой неделе открывает свой юбилейный 45-й сезон – первые спектакли будут играть всего на 30 человек в зале.
Как рассказал художественный руководитель Архангельского молодежного театра Виктор ПАНОВ, открытие сезона хотели посвятить врачам, которые в течение всей пандемии борются с коронавирусом, сыграть спектакль для них. Однако пока в театре могут принять только небольшое количество зрителей. Специальный бесплатный показ для врачей решили организовать позже – 18 ноября. В этот день на сцене АГКЦ молодежный театр покажет спектакль по Фёдору АБРАМОВУ «Деревянные кони», а в фойе организуют фотовыставку, которая расскажет о самоотверженности врачей. «В стране каждый пятый умерший во время пандемии – врач, и пройти мимо этого мы не можем», – уверен Виктор Панов.
В этом году исполняется 45 лет со дня создания экспериментальной театральной студии, из которой родился Архангельский молодежный театр. У этого театра особый дух и богатая история, включающая поездки на зарубежные гастроли и участие в престижных фестивалях, создание собственного Международного фестиваля уличных театров и фестиваля «Европейская весна». Празднование юбилейной даты планируется масштабное – правда, оно станет возможным только после снятия всех запретов на проведение массовых мероприятий.
А пока театр открывает сезон двумя премьерами – спектаклем «Молот», который Максим СОКОЛОВ поставил по средневековому трактату о способах распознавания и уничтожения ведьм, и постановкой «Иллюзия договора» - ее сейчас репетирует режиссер Сергей АЗЕЕВ по пьесе Жана-Поля САРТРА «Мертвые без погребения».
В июне сдача спектакля «Молот» прошла на арене Дворца спорта, однако для официальной премьеры все же пришлось искать новую площадку. Изначально планировалось, что спектакль о средневековой инквизиции будут играть в библиотеке им. Н.А. Добролюбова, но ограничения не позволили репетировать в этом пространстве.
«Публика у Архангельского молодежного театра — особенная, – считает Максим Соколов. - О¬на может выдерживать показы спектаклей на улице, в подвале, на чердаке... В этот раз зрители попадут в здание Поморской филармонии. Лютеранская кирха – площадка очень необычная, с интересной акустикой. Я никогда не работал в таком пространстве. Конечно, здесь спектакль поменяется, и финал будет немного другой».
«Молот» – еще один опыт молодежного театра в жанре сайт-специфик, когда спектакль играется не на театральной сцене, а в специально выбранном пространстве, создающем свои правила игры. Как отмечают авторы постановки, пространство в нем должно быть адаптировано не столько для театрального показа, сколько для публичного судебного процесса и казни как ритуала. Поэтому в спектакле используются перформативные практики, и многое зависит от реакции зрителей на происходящее.
Перерыв между премьерами в молодежном театре совсем небольшой. 26 сентября зрителям покажут новый спектакль «Иллюзия договора». «Пьеса Жан-Поля Сартра «Мертвые без погребения» – классика экзистенциализма, суровый и достаточно тяжелый материал, – отмечает режиссер Сергей Азеев. – Когда мы его утверждали, разворачивалась ситуация вокруг Шиеса. Но Шиес Архангельск отстоял, и я понимаю, что в городе есть огромный запрос на спектакли с темой гражданской позиции. Город в этом ключе очень живой. А сейчас, когда произошли такие события в Белоруссии, мне кажется, мы просто попали в яблочко с этим материалом».
Еще одно театральное явление осени – фестиваль «Европейская весна», который пришлось перенести на октябрь. В афише фестиваля останутся почти все события, кроме панк-оперы «Медея» от «Театро ди Капуа» из Санкт-Петербурга.
По словам Виктора Панова, когда фестиваль задумывался, его планировали посвятить юбилею Победы и показать что-то новое на эту тему, задуматься над вопросом: кого мы победили? В программе будет читка пьесы писателя и драматурга Артура СОЛОМОНОВА «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича», над которой работает заслуженный артист РФ Илья ГЛУЩЕНКО. Этот текст, по словам автора, «о преступной пластичности человеческой психики, о готовности в определенных условиях воспроизвести самые опасные практики тоталитарного прошлого, которое никуда не ушло: оно овладевает настоящим и намеревается стать будущим». Кроме того, «Плохой театр» из Санкт-Петербурга привезет спектакль «Магда» по пьесе Майкла Ардитти о последних днях супругов Геббельс в бункере Гитлера.
Также в рамках фестиваля режиссер Илья МОЩИЦКИЙ, известный по своим постановкам в молодежном театре «История одного города» и «Вся сладость жизни», представит перформанс «Дуб Майкла Крейг Мартина», главным действующим лицом которого может стать любой из зрителей.