Беседовала Ольга ИСТОМИНА | 21.12.2017 12:38:42
В Архангельской области впервые состоялся Международный кинофестиваль стран Арктики «ARCTIC OPEN». Показы художественных и документальных фильмов проходили на площадках Архангельска, Новодвинска и Северодвинска. О том, как было организовано мероприятие, собравшее полные залы и объединившее любителей и профессионалов, «БК» рассказала программный директор фестиваля Анжелика ДОЛИНИНА.
– «ARCTIC OPEN» вырос из регионального фестиваля «Берегиня». Как удалось реализовать в Архангельске столь масштабный проект? Огромное количество участников, насыщенная программа — более чем из 50 фильмов, 16 площадок и всего три дня – на первый взгляд такая задумка казалась трудноосуществимой...
– Реализовать этот проект было действительно нелегко: мало кто верил, что удастся выйти за границы формата «Берегини» и создать новый международного уровня фестиваль со «своим лицом». Концепция вырабатывалась методом проб и ошибок, порой принятое вечером решение утром перечеркивалось, и начинали все сначала... Вдохновляло то, что в заявках на конкурс было большое количество сильных картин, некоторые из которых уже имели в активе успешный фестивальный прокат, много премьерных фильмов и небольших, и крупных кинокомпаний, которые в нас поверили.
Хотелось бы уточнить, что всего было представлено 250 картин из 9 стран мира — профессиональных, великолепно снятых, и только 53 из них вошли в шорт-лист фестиваля. Наша задача была показать зрителю не кино об Арктике, а то, над чем работают режиссеры северных стран, какие темы поднимают, каких героев выводят на первый план. Кино ведь и интересно тем, что отражает события времени, фиксирует «хронику эпох», исследует вопросы, волнующие современного человека. Через истории своих героев сценаристы и режиссеры, как через лупу, рассматривают нас с вами.
– Как родилась идея фестиваля?
– Она возникла во время недавнего фестиваля любительских и профессиональных фильмов «Берегиня»: мы поняли, что есть силы и уже достаточно опыта для реализации более глобального проекта. Концепция обсуждалась и за «круглым столом» между членами жюри, нашими партнерами, коллегами в правительстве области. Дополнительный импульс придал прошедший в Архангельске форум «Арктика - территория диалога». Немалую роль сыграла дискуссия в рамках пресс-клуба на тему «Считаем ли мы себя жителями арктических территорий?» - стало понятно, что арктическое пространство пока только документально является объединяющим. Главными идейными вдохновителями стали «мама» и «папа» проекта — Тамара СТАТИКОВА и Владимир ЛОЙТЕР: они заявили концепцию фестиваля на конкурс, объявленный министерством культуры Архангельской области и Фондом президентских грантов. А когда выиграли этот конкурс и получили поддержку, отступать было некуда — началась работа!
– Какие трудности возникали во время организации и проведения фестиваля?
– В свое время Владимир Петрович РЕЗИЦКИЙ очень четко определил перспективы людей, пытающихся реализовать в Архангельске какой-либо проект: «Знайте, что придется пройти семь кругов ада - на гербе города присутствуют и ангел, и дьявол. Если Божье дело делаете – ждите больших неприятностей, все будет против вас! Но уж если
выстояли – знайте, Бог на вашей стороне!». Эти «круги ада» нашей командой были пройдены по полной программе, поэтому смеем теперь надеяться на помощь Высших сил.
Проблемы возникали на всех этапах — от «где найти деньги на обеды для участников?» и «как привести зрителя на площадки?» до «как устроить показ широкоформатных картин в наших кинотеатрах?». Прокатчики были убеждены в том, что зрителя на документальное и вообще на российское кино сейчас собрать невозможно. Мы настаивали на обратном и, к счастью, оказались правы, за что нашей публике — низкий поклон!
Идея «Ночи фестивального кино», в частности, возникла не на пустом месте: на первом этапе подготовки фестиваля мы оказались без кинозалов. Где показывать 53 картины и как вместить их в программу трех дней фестиваля? Днем люди на работе, вечернее время ограничено тремя сеансами. Обратились к нашим друзьям и коллегам, предложили музеям, культурным центрам и популярным городским пространствам стать площадками кинопоказов в рамках единой «Ночи фестивального кино», разбили фильмы по тематике и составили программу. Благодарим всех партнеров!
Огромную поддержку оказал Северный Арктический федеральный университет, предоставив помещения Интеллектуального центра под деловую, образовательную программу и штаб фестиваля. Без волонтеров САФУ мы бы тоже не справились. Словом, многое удалось именно благодаря помощи неравнодушных людей.
– Существуют еще несколько фестивалей с «арктической» тематикой – «Северный характер» в Мурманске, TIFF в Норвегии. В чем, на ваш взгляд, уникальность нашего фестиваля?
– Вы назвали уже сложившиеся фестивали, имеющие большую популярность. Уникальность нашего фестиваля в том, что, как и в рамках «Берегини», мы собираем на одной площадке любителей и профессионалов. Победители в любительской категории автоматически становятся участниками Международного фестиваля стран Арктики и полноправными членами кинофорума. Так, победитель «ARCTIC OPEN» в номинации «Лучший короткометражный фильм» – картина «Анна и Вано. Ванна и вино» – был изначально заявлен на фестиваль «Берегиня» и предложен отборочной комиссией на профессиональный конкурс. Развитие частных киностудий и компаний сегодня идет невероятными темпами. К слову, из любительских студий в свое время вышли большие режиссеры, являющиеся сегодня мэтрами киноиндустрии. Для профессионалов любители представляют не меньший интерес в контексте идей и смелости их реализации. На мой взгляд, зритель нашего фестиваля только выиграет, получив доступ ко всему спектру современного кино.
– Для кого в первую очередь задумывался фестиваль – для профессионального сообщества, «продвинутого» зрителя или самого широкого круга людей? Что в итоге они получили от фестиваля?
– Мы неустанно повторяем, что «ARCTIC OPEN» - открытая площадка, где зритель – полноправный участник всех конкурсных и внеконкурсных показов. Главная наша цель – дать встретиться авторам и зрителю. Первым – получить ответную реакцию на картину, вторым — возможность задать вопросы, пообщаться с режиссерами, актерами, операторами, продюсерами. И это получилось! Реакция нашего зрителя восхитила и приятно удивила создателей фильмов, о чем практически каждый говорил со сцены во время церемонии закрытия фестиваля. Для нас, организаторов, это стало настоящей наградой.
– Фестиваль, кроме показов, включал и образовательную программу. Был, например, мастер-класс по операторской работе, дискуссия на тему малых коренных народов Арктики, семинар, посвященный региональному кинематографу. Получается, кинофестиваль сегодня становится чем-то большим, не ограничивается представлением конкурсной программы и определением лауреатов?
– Образовательная и деловая программы – обязательные и немаловажные составляющие кинофестивалей международного уровня. На этих площадках профессионалы обмениваются мнениями, представляют свои проекты, ищут партнеров, обсуждают актуальные проблемы киноиндустрии. Замечу, что и эти площадки мы не стали закрывать для зрителей. Любой желающий мог принять участие в мастер-классе по свету от кинооператора Александра НОСОВСКОГО, получить дельные советы по краудфандингу от Егора ЕЛЬЧИНА, высказать свое мнение и задать вопросы спикерам на семинаре «Развитие и коммерциализация регионального кинематографа», где выступили президенты международных кинофестивалей арктических стран и главы профессиональных союзов кинематографистов. Публичные лекции Владимира ГУБАРЕВА - писателя, драматурга и научного журналиста - никого не оставили равнодушными. Обсуждались и вопросы сохранения особого уклада жизни представителей коренных народов Арктической зоны — совместно с ведущими учеными САФУ. Все это дает возможность архангелогородцам и гостям города выбирать свою нишу фестивальной жизни и становиться не «немым» зрителем, а полноправным участником кинофорума.
– В последние годы региональное кино в Архангельской области начало активно развиваться, появилось отделение Союза кинематографистов, а фильм «Не для речки» студии «Инфильм» был отмечен в числе лауреатов фестиваля за лучший сценарий. Как состоявшийся «ARCTIC OPEN» способствует дальнейшему развитию регионального кино? Может быть, уже есть какие-то результаты, найдены новые контакты и задуманы новые проекты?
– Знаю как минимум два совместных проекта, которые возникли во время фестиваля. Уверена, что их намного больше. Мы получили большое количество отзывов от наших участников, и главный их посыл в том, что есть желание снимать кино и показывать его именно в Архангельске. Наш зритель вдохновляет!
– Если говорить об итогах фестиваля, какие, на ваш взгляд, являются самыми важными?
– На церемонии закрытия фестиваля я чувствовала гордость за команду, которая его создавала. Знаю, что не деньги делают проект успешным, а люди с этим уникальным северным геном «скрытого резерва», который вопреки всему помогает претворять в жизнь неосуществимые, на первый взгляд, проекты!
– Что еще вам хочется добавить в программу будущего фестиваля? Каким видится в будущем идеальный фестиваль «ARCTIC OPEN»?
– Хотелось бы не менять, а сохранить удивительную атмосферу кинофестиваля, которую почувствовали не только участники, члены жюри, гости и организаторы, но и зрители. Мы получили невероятное количество теплых слов благодарности за предоставленную возможность увидеть хорошее кино.
А в завершение нашего разговора хотелось бы процитировать сообщение, полученное от участника фестиваля Александра НЕКТО: «Удивительно, такого почти никогда не бывает: сочетание настоящего профессионализма и искренней душевности. Обычно (ну, по крайней мере, у нас) наличие первого автоматически приводит к дежурным улыбкам и «пластиковости» в общении. В Архангельске же удалось выйти на самый высокий уровень организации и при этом отнестись ко всем участникам по-человечески. Спасибо всем, кто был причастен к созданию «Arctic Open». Мы не ожидали. Мы даже снова поверили в будущее российского кинематографа».