Ольга ИСТОМИНА. Фото Алексея Липницкого | 01.02.2018 18:55:11
В рамках проекта «Открытая библиотека: диалоги» в Архангельске прошла творческая встреча с народным артистом РФ Александром СОКУРОВЫМ. В Камерном зале Поморской филармонии известный кинорежиссер рассказал о своем видении развития провинциальных городов и о том, какую роль в этом процессе должна сыграть русская национальная культура.
Просветительский проект «Открытая библиотека», созданный в Санкт-Петербурге шесть лет назад, уже знаком архангелогородцам. В ноябре в филармонии прошли первые «Диалоги» – с председателем совета благотворительного фонда «Нужна помощь», директором информационного портала «Такие дела» Митей АЛЕШКОВСКИМ. Организаторы устраивают дискуссии с общественными и культурными деятелями на самые разные темы, которые видятся важными и актуальными для участников таких встреч.
В этот раз в Архангельск пригласили Александра Сокурова – выдающегося режиссера, автора таких фильмов, как «Молох», «Телец» и «Солнце», в которых размышления о природе власти соединяются с погружением в глубины человеческой природы и становятся поводом для анализа проблем сегодняшнего мира. А поводом для состоявшейся встречи с мастером стал недавний выход в свет книги «Диалоги с Сокуровым», в которой собраны беседы режиссера с писателями Людмилой УЛИЦКОЙ и Светланой АЛЕКСИЕВИЧ, журналистом Галиной ТИМЧЕНКО и режиссером Кириллом СЕРЕБРЕННИКОВЫМ.
«Это книга, в которой ведутся разговоры на самые разные темы — от взаимоотношений российского государства и Русской православной церкви до отношения к смерти, о независимой журналистике и о тоталитаризме», – рассказал руководитель проекта «Открытая библиотека» Николай СОЛОДНИКОВ.
Кроме того, приезд режиссера в Архангельск стал еще одной возможностью показать зрителям документальный фильм «Читаем блокадную книгу», созданный по воспоминаниям и дневникам жителей Ленинграда, собранным Даниилом ГРАНИНЫМ и Алесем АДАМОВИЧЕМ в «Блокадной книге». С точки зрения Александра Сокурова, «прошедшей» истории нет: прошлое ходит вокруг нас кругами или по спирали – то ближе, то дальше, но всегда рядом. Это болезненное ощущение ожившей истории, нашей общей сопричастности к трагедии прошлого и неотвратимости столкновения с ней в настоящем нарастает на протяжении всего фильма, в котором звучат голоса сегодняшних петербуржцев – от школьников и студентов до государственных служащих и артистов, читающих отрывки из «Блокадной книги».
Диалог с режиссером после знакомства с фильмом развернулся вокруг проблем культурной политики в стране, что неудивительно: похоже, что на встрече собрались представители всех сфер культуры Архангельской области. По мнению Александра Сокурова, сейчас регионам необходимо противостоять тем решениям федерального Министерства культуры, которые не способствуют ее развитию на местах.
«Пока есть силы и какая-то возможность, надо представлять иную точку зрения, – заметил он. – Культура России должна отключиться от кормушки Москвы, а развитие театральной, выставочной и кинематографической профессиональной деятельности — стать заботой регионального правительства. Тогда люди не будут уезжать в столицу и будет какой-то шанс видоизменения физиономии русских городов».
Облик российских городов, и не только провинциальных, – проблема, о которой режиссер готов говорить долго и обстоятельно. С 2005 года Сокуров возглавляет градозащитное движение в Санкт-Петербурге, участники которого борются за сохранение памятников архитектуры, а значит – и собственного лица, атмосферы города.
«Сносов исторических зданий в то время было такое количество, и происходило все так нагло и демонстративно, что было понятно: если оставить ситуацию без общественного внимания, то мы просто потеряем город», - рассказал Александр Сокуров.
Главным средством борьбы за город стало налаживание диалога с властью, и такой диалог необходим и для решения проблем обустройства городской среды в провинции. Особенно Сокуров отметил необходимость создания в городах молодежных центров, чтобы решить проблему среды обитания молодых людей, которые сегодня все чаще покидают регион и устремляются в центр.
«Если в городе нет пристанища молодым, то считайте, что этот город для них – враг, и они уйдут из него. Едешь по улицам Архангельска и понимаешь: наверное, грустно бывает жить в этом городе. Кто-то его не уберег... Петербург сегодня тоже испытывает отток молодежи», - добавил режиссер.
Отдельной темой встречи стало региональное кино, которое в Архангельской области в последние годы развивается активно: начало работу Архангельское отделение Союза кинематографистов России, в июле 2017 года состоялся первый в регионе питчинг кинопроектов (презентация с целью нахождения инвесторов), а в декабре с большим размахом прошел международный кинофестиваль «Arctic Open». По мнению Александра Сокурова, именно развитие профессионального кино в регионах может помочь их оживлению.
«Министерство культуры должно способствовать развитию кинематографического мастерства по всей стране, – считает он. – Развивать его можно только выявляя способных людей на местах – я не вижу другого варианта. Если удастся создать в регионах продюсерские центры, которые будут заниматься профессиональным кино, многое может измениться. Когда возникнет профессиональное кино из Архангельска, Екатеринбурга, Иркутска, Сахалина, Томска, Омска, Вологды – тогда кино заговорит языком русского характера и русского сюжета. Это необходимо для развития национальной культуры».