Илья ЛЕОНЮК. Фото Depositphotos.com.Материал подготовлен при партнерстве с ПАО Сбербанк. На правах рекламы. | 24.08.2020 01:00:00
Рынок доставки – один из немногих, который вырос в период новой экономической реальности, связанной с пандемией. За последние полгода, по оценкам экспертов, рост в различных сегментах логистики составил от 30% до 70%. Изменения произошли и в самой парадигме: на первое место вышли охват филиальной сетью и узнаваемость бренда, а скорость предоставления услуги, работа сервиса в регионах и тарифная политика оператора стали ключевыми факторами влияния на предпочтения клиентов.
Резкий рост спроса на доставку различных товаров в период самоизоляции раскрыл несколько ключевых моментов для интернет-бизнеса – люди легко и быстро переходят в онлайн, меняют поведенческие привычки и готовы к быстрым нововведениям в этой сфере. Изменился и портрет потребителя: помимо «продвинутой молодежи» за покупками в Сеть пришли люди более старшего поколения, те, кто предпочитал шопинг в торговых центрах, а не перед экраном смартфона или ноутбука. Вместе с новыми клиентами вырос и средний чек.
С другой стороны, усиливалось понимание продавцами того, что электронная коммерция и логистика – две составляющие одного бизнеса, но развиваться и работать они должны отдельно. Поэтому выход видится в аутсорсинге доставки. Желание преодолеть проблему так называемой «последней мили» – самого важного этапа в цепочке поставки товара, передачи его покупателю, стремление влиять на вызываемое им впечатление сначала заставили многие интернет-магазины развивать собственные логистические подразделения, отмечают аналитики Data Insight. Но успешно двигаться в этом направлении смогли только гиганты рынка, а представители малого бизнеса, самозанятые и частные мастера предпочитают коллаборации с крупными брендами.
Рынок вырос не только в сегменте b2c, но и в сегменте b2b. Изменились и условия работы. Сегодня операторы предлагают более низкие тарифы, высокую скорость и большое количество пунктов доставки. Этот сервис, который позволит интернет-ретейлерам закрепиться на региональных рынках, становится главным драйвером, отмечают участники рынка e-commerce. Именно доставка стала играть ведущую роль в процессе продаж – пользователи отдают предпочтения тем, у кого этот сервис работает на высоком уровне. Покупатели более активно включаются в спонтанный шопинг, когда понимают, что товар приедет в срок, видят в партнерах узнаваемые бренды и четко понимают всю механику совершения покупки – от выбора товара и способа оплаты до получения и условий возврата.
В то же время появился еще один тренд: возникла необходимость доставки внутри города или в соседние города агломерации документов, небольших отправлений, образцов продукции и прочего между компаниями-партнерами или внутри филиальной сети. Ввиду экономических изменений штатный курьер – это дополнительные затраты, и нести их готовы немногие.
У крупных игроков успешно получается закрыть новые потребности рынка. Например, продукт банковский экосистемы Сберлогистика уже сейчас имеет более 9000 пунктов выдачи. Сервис вырос буквально за год и продолжает активно развиваться. Жители больших городов смогли первыми оценить новый подход к логистическим решениям, предложенным компанией. Примечательно, что он будет одновременно интересен и предпринимателям, и частным лицам: можно отправлять свои товары по всей стране, доставлять документы между филиалами или просто порадовать подарком родственников из другого города. Сервис интегрирован в приложение Сбербанк Онлайн и позволяет заполнить данные по посылке прямо в приложении и получить номер для отслеживания отправления.
Создание интернет-магазина сегодня требует не менее тщательного подхода, чем открытие реальной торговой точки, однако если при открытии отдела в известном торговом центре на ваше имя будут работать в первую очередь его трафик и репутация, то в интернет-торговле особенно важен именно качественный сервис доставки.
* e-commerce – деятельность, которая связана с распространением, рекламированием, продвижением, продажей услуг или товаров через Интернет.
Прямая речь
Константин ВИНОГРАДОВ, управляющий Архангельским отделением ПАО Сбербанк:
– История стремительного развития сервисов доставки сегодня показала, насколько быстро меняются технологии и предпочтения клиентов. Задача бизнеса в этих реалиях – предоставить качественный сервис, чтобы оставаться успешным и развивать свое дело. Сберлогистика начинает свою работу на территории Архангельской области, совсем скоро клиенты смогут воспользоваться всеми возможностями сервиса. Для онлайн-бизнеса аутсорсинг доставки заметно снижает нагрузку и дает ритейлу возможность присоединиться к уже готовому решению. Продукт экосистемы Сберлогистика позволяет быстро и выгодно доставлять отправления в тысячи точек выдачи по всей стране. Получить посылку ваши клиенты или близкие смогут в постамате, в отделении банка или в одном из пунктов выдачи.
Сергей МАЛЫШЕВ, генеральный директор Сберлогистики:
– Рынок e-commerce остается основным драйвером роста логистики. Сейчас ритейлеры, которые не выводили продажи онлайн, активно создают свои интернет-магазины или присоединяются к маркетплейсам. Мы, как федеральная логистическая компания, открываем новые региональные центры в крупнейших городах России, чтобы обеспечить в том числе корпоративных клиентов полным спектром логистических услуг – от первой до последней мили. Мы используем технологические решения. Так, корпоративные клиенты могут подключить сервис доставки через Сбер ID в Сбербанк Бизнес Онлайн. В «личном кабинете» приложения можно рассчитать стоимость доставки, вызвать курьера, отправить посылку и корреспонденцию на условиях постоплаты, а также отслеживать статус своего заказа в режиме онлайн.