ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Ход «коньком»: «Спортландия» уходит на «Weekend»


Григорий ДИТЯТЕВ | 13.01.2017 22:54:37
Ход «коньком»: «Спортландия» уходит на «Weekend»

Магазины «Спортландия» еще с 2000-х годов стали привычным местом приобретения спортивного инвентаря. Однако недавно вывеска обновилась: теперь название магазинов звучит совсем иначе – «Weekend». В чем причина ребрендинга? Каковы перспективы бизнеса, основанного на тяге к спорту, в Архангельской области? И что значит сегодня реальная, не парадная помощь малому и среднему предпринимательству? На эти темы мы разговариваем с владельцем спортивной торговой сети, депутатом Архангельской городской Думы Владимиром КАРПОВЫМ.


Причина перемены названия оказалась проста – длительное время «Спортландия» работала по франшизе известной спортивной федеральной сети. Однако в последнее время собственники франшизы начали обзаводиться своей торговой сетью в Архангельске и посчитали, что росту их доходов препятствует ставшая по этой причине конкурентом «Спортландия».

Особенности национального ритейла

«Такова сегодня общая тенденция: федеральные сети вытесняют местную торговлю, – констатирует Владимир Карпов. – Они могут себе позволить длительное время работать в убыток: и год, и два, и пять лет. А потом, когда конкуренция совсем затухнет, – можно отыграться на цене, компенсировать потери. Посмотрите: у нас уже практически не осталось местных продавцов электроники, уходят последние торговцы автомобилями. А вскоре откроется гипермаркет «Леруа», и не надо долго гадать, как это скажется на магазинах отделочных материалов наших предпринимателей».

Для крупного ритейла характерно стремление изобразить богатство выбора для клиента. Огромные торговые помещения, богатая цветовая гамма, различные товарные группы… Покупатель уверен в том, что делает выбор, зачастую не осознавая: разнообразная товарная линейка может быть продукцией одного и того же производителя, чаще всего зарубежного, сделанной специально для данной торговой сети, по единому заказу, в соответствии с расчетами и установками маркетологов. Однако в последнее время ситуация постепенно начала меняться к лучшему.

«Местным торговым сетям конкурировать с федералами сложно – в основном приходится угадывать новые направления развития бизнеса, – продолжает Владимир Карпов. – Однако при этом именно мы видим и чувствуем настроение покупателей лучше, чем крупные сетевики, «заточенные» на среднего покупателя. Если говорить о спортивных товарах, спрос в последнее время значительно изменился.

Например, уходит в прошлое мода на спортивные тренажеры, а ведь было время, когда мы продавали их контейнерами за месяц! Покупатели стали реже выезжать в жаркие страны, зато больше отдыхать на природе, заниматься спортом, следовать здоровому образу жизни. Растут продажи велосипедов, лыж...»

Кроме того, местным продавцам помогает накопленный запас знаний о специфике рынка, а также хорошо подготовленный неслучайный персонал. Они гораздо лучше, чем федеральные сетевики, понимают, как важно в ситуации кадрового голода стимулировать и удерживать ценных сотрудников.

Разрушительные стереотипы

Современное российское общество родом из СССР. А это значит, что пренебрежительно-уничижительное отношение к торговле, свойственное советской реальности, преодолеть не так-то просто. В рамках так называемой «классической политэкономии» торговая сфера рассматривалась как некий придаток производства, без которого вполне можно обойтись и которого совсем не будет в светлом «царстве коммунизма».

«В 1994 году мы с товарищем открыли первый магазин – арендовали помещения в магазине «Ткани», – вспоминает предприниматель. – Назвали его ТОО «Предприятие «Севмарк», то есть «северный маркетинг». Ключевым было слово «предприятие». Мы тогда первые привезли в Архангельск обои из Германии. Какое это было событие!».

Во многом это мера была вынужденной, вызванной идеологическими перекосами, и, казалось, поэтому – временной. Но в России же нет ничего более постоянного…

Возможно, по этой причине попытки обратиться к властям с теми или иными просьбами зачастую становятся безрезультатными. Между тем местному бизнесу, в том числе и торговому, требуется реальная помощь.

Прежде всего необходим более четкий контроль муниципальной и государственной власти в вопросах землеотводов под новое строительство.

«Архангельск попал в беду, когда разом построили такое большое количество торговых площадей, – считает Владимир Карпов. – В принципе, наличие современных, просторных, удобных торговых центров для города – хороший показатель. Если бы еще это сопровождалось и развитием промышленности, созданием новых рабочих мест, ростом доходов людей. Плохо то, что их сделали одновременно. В условиях рынка всегда, если чего-то вдруг становится много, это негативный фактор: во всем нужна постепенность, адекватность и соразмерность. А на нас обрушилось такое количество торговых площадей, что покупатель просто теряется! Ему кажется, что везде продают одно и то же. В результате во всех торговых центрах идет падение спроса, ведь населения в городе больше не становится».

Крайне необходимы местному малому и среднему бизнесу, по мнению Владимира Карпова, и корректные статистические данные, полномасштабные добротные маркетинговые исследования, результатами которых могли бы воспользоваться все предприниматели. «Потратить на это государственные деньги гораздо эффективней, чем раздавать помощь начинающим предпринимателям, которых надо еще учить и учить. Наши местные бизнесмены – достояние Архангельска. Они обеспечивают самозанятость, создают рабочие места, платят налоги в местный бюджет и постоянно думают о развитии», – отмечает он.

Последнее, по мнению предпринимателя, и есть главный ключ к успеху: поймать ветер перемен и вовремя сделать ход «коньком». Как считает Владимир Карпов, условия работы по франшизе сдерживали развитие его бизнеса. Именно поэтому и сделана ставка на собственный бренд.






Возврат к списку

0
Майкл
Какой-то слишком жалостливый этот Карпов, то от бизнесмен, то ли депутат. Как-то жаловался на ваших страницах, что аренда площадей дорогая, поэтому его бизнес  такой чахлый (хотя его спортландия располагается на собственных площадях, а не арендованных). Сейчас ему подавай маркетинговые исследования за чужой счёт. И всегда у него проблемы из-за внешних причин. Хотя на самом деле причину Карпову нужно искать в себе - он сам бизнесмен из 90-х, который не работает над повышением своей эффективности, застрял в прошлом, поэтому и чахнет его бизнес. И это нормально, когда на смену неэффективному бизнесу приходит более эффективный. От этого потребитель только выигрывает
Имя Цитировать 0
0
Гость - Майклу
Судя by your name and снисходительно поучительному тону, понял, что Ваш-то основной бизнес - в Калифорнии, так сообщите нам обороты Вашей публичной компании и поделитесь секретами его ошеломительного развития в прошлом году, дабы мы, тут присутствующие архангельские предприниматели, Вам поаплодировали, и даже Владимир Карпов, может, запишется на Ваш мастер-класс, если конечно, позволите. Недавно читал интервью с владельцем ТС "Магнит". Так вот он куда уважительнее относится к коллегам, чем вы, Майкл.
Имя Цитировать 0
0
Майкл
С моим бизнесом все хорошо, работаем, повышаем эффективность, растем, чего и другим желаю. Жаловаться не на что, обсуждать тоже. Здесь в статье речь о бизнесе Карпова и он сам вынес вопрос на публичное обсуждение, поэтому извольте услышать отличную от приятного и жалостливого сочувствия точку зрения. Если конкретно и по делу:
1. Оправдание собственной несостоятельности приходом сильных федеральных игроков неуместно. Как говорится, меняйся или умри. Мы видим, что в том же ритейле в гораздо более конкурентном его сегменте - продуктах питания - в регион пришли и Магнит, и X5, которые на порядок более сильные, чем  единственный приличный конкурент Спортмастер в сегменте Карпова, из-за которого начал страдать наш герой. Тем не менее и Петровский, и Панорама Ритейл не скулят и не жалуются, а просто делают свою работу, каждый день. Поэтому и результат налицо. Почувствуйте разницу.
2. Наш герой жалуется на большое количество появившихся торговых площадей в городе. Так это же прекрасно! Любая конкуренция - это благо. В такой ситуации любому бизнесу становится проще выторговать лучшие условия по аренде, и арендодатели куда легче идут на уступки. Пользуйтесь!
3. Маркетинговые исследования Карпов вполне может заказать самостоятельно и за свой счет, поверьте, ему цены на данные исследования не заоблачные. Только вот я думаю, что ему эти исследования не помогут... вот в этом вся боль.
4. Для того, чтобы пенять на внешние факторы, сначала нужно задать вопрос себе - а все ли я сделал, что было в моих силах? По моему опыту посещения Спортландии в данном случае ответ отрицательный. Необученные продавцы, не умеющие работать с клиентом, слабый ассортимент, плохая локация, слабый маркетинг.... список можно продолжать. И в нашем случае смена вывески вряд ли поможет делу.
Хочу, чтобы меня правильно поняли. Я не против Карпова или подобных ему отставших от рынка бизнесменов. Просто нужно работать над своим бизнесом и развиваться, а не сидеть на месте и жаловаться. А оправдания у плохого танцора всегда находятся...
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5