ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Топ популярных торговых центров Архангельска


Татьяна ПОТАПОВА | 07.06.2009 09:00:00

Данные маркетингового исследования агентства «Медиана» (апрель 2009 года). Исследование проводилось в форме телефонного опроса 600 человекв возрасте от 26 до 54 лет. Опрос репрезентативный по полу, возрасту, округу проживания.

 

Какие торговые центры Архангельска
вы посещаете чаще всего?

(респондентам предлагалось назвать не более трех)

в процентах от числа опрошенных

Центральный дом торговли - 46%

Гранд плаза - 40%

Светлана - 13%

Час пик - 13%

Сити-центр - 11%

Престиж - 8%

Полярный - 7%


Полюс - 6%

Березка - 5%

Сигма - 4%

Самые дорогие торговые центры в Архангельске
(по стоимости арендной платы за кв. метр в месяц), руб.

Рейтинг «Самые дорогие торговые центры Архангельска» (по состоянию на 1 июня 2009 года) составлен журналистами «Бизнес-класс Архангельск» на основе опроса арендаторов и владельцев торговой недвижимости.

Светлана - до 5500

Час Пик — до 4 500

Центральный дом торговли — до 3 500

Полярный — до 3 300

Престиж — до 2 500

 

Максим ЗАБОРСКИЙ, директор по аренде компании «Титан-Девелопмент»:

- На уровень арендных ставок в торговых центрах влияют такие факторы, как проходимость и сложившееся место покупок. ТЦ «Светлана» идеально отвечает этим двум критериям, поэтому там одни из самых высоких арендных ставок в городе. К тому же в «Светлане» преобладают «мелконарезанные» площади, которые стоят дороже крупных.

По размеру арендных ставок «Светлану» догоняет ТЦ «Час пик». Тут удерживать цены позволяет удается благодаря высокой проходимости: магазин расположен на пересечении транспортных потоков.

ТЦ «Полярный» также находится в отдалении от крупных центральных магазинов, но удерживет высокие арендные ставки благодаря хорошей посещаемости. Магазин традиционно любим горожанами.

В Центральном доме торговли арендные ставки варьируются от 900 до 3300 рублей. Многое зависит от этажности — самые дорогие площади на первом этаже. На цену влияет размер арендуемой площади и представленная товарная группа.

 

Какие торговые центры Архангельска вы посещаете чаще всего? (данные по возрасту респондентов)

в процентах от числа опрошенных

Торговые центры Возраст респондента

16-29 лет 30-44 лет 45-54 лет
ЦДТ 55,8 49,5 29,3
Гранд плаза 54,4 38,9 22,0
Сити-центр 16,5 8,9 5,5
Час пик 16,5 11,6 9,1
Престиж 13,6 7,4 1,2
Светлана 8,7 17,4 14,0
Березка 4,9 5,3 4,3
Центр 4,4 3,2 0,0
Полярный 4,4 7,4 11,0
Детский мир 2,9 4,7 2,4
Полюс 2,9 7,9 7,9
Морской 2,9 2,6 2,4
Сигма 2,4 4,7 4,9
На окружной 1,5 4,2 4,9
Рынки 2,4 6,8 6,1
Магазины, центры в районах города 2,9 10,5 17,7
Другие ТЦ, магазины 16,5 14,7 29,9
Суммарно все торговые центры 213,6 205,7 172,6

Валентина СЫРОВА, руководитель группы компаний «Регион»:

- Торговые центры «Светлана» и «Полярный» посещают преимущественно люди среднего и старшего возраста, потому что это сложившиеся места покупок. Горожане привыкли к этим магазинам и чувствуют себя там комфортно.

В «Престиже» и «Гранд Плазе», напротив, чаще бывает молодежь, потому что эти торговые центры позиционируют себя как магазины стильной и брендовой одежды. Кроме того, «Престиж» значительно чаще посещают мужчины, нежели женщины. Думаю, объяснить эту тенденцию просто: в магазины представлен широкий выбор одежды для сильного пола, есть спортивные отделы. А вот «Березку», «Светлану « и «Полярный» мужчины часто обходят стороной — там преобладают товары для женщин.

Какие торговые центры Архангельска вы посещаете чаще всего? (по половой принадлежности респондентов)

в процентах от числа опрошенных

Торговые центры Пол
мужчины женщины
ЦДТ 40,6 49,0
Гранд плаза 33,3 43,3
Светлана 4,8 18,1
Час пик 9,2 14,7
Сити-центр 11,6 10,2
Полярный 4,8 8,8
Престиж 9,2 7,1
Березка 1,4 6,8
Полюс 5,3 6,5
Морской 0,5 4,0
Центр 1,0 3,7
Детский мир 4,3 2,8
Сигма 5,8 2,8
На окружной 6,8 1,4
Рынки 3,9 5,7
Магазины, центры в районах города 10,6 9,3
Другие центры 19,8 19,8
Суммарно все торговые центры 172,9 214,0

Какие торговые центры Архангельска вы посещаете чаще всего? (в зависимости от дохода семьи)

в процентах от числа опрошенных

Торговые центры Доход семьи (самооценка)
Ниже среднего Средний Выше среднего
ЦДТ 37,2 48,9 52,5
Гранд плаза 24,8 39,6 56,7
Час пик 14,7 14,5 7,8
Светлана 18,6 14,0 8,5
Сити-центр 3,9 10,6 17,7
Полярный 9,3 7,7 4,3
Престиж 3,1 6,8 15,6
Березка 4,7 6,4 2,8
Полюс 8,5 6,4 2,8
На окружной 3,1 3,4 2,8
Детский мир 3,1 3,0 5,7
Морской 5,4 3,0 0,0
Центр 3,1 2,6 3,5
Сигма 7,0 2,6 4,3
Троицкий пассаж 2,3 2,1 0,7
Фудзи 3,1 2,1 0,7
Прага 3,9 2,1 2,8
Рынки 9,3 3,8 3,5
Магазины, центры в районах города 14,7 8,5 7,8
Другое 29,1 23,9 19,7
Во все подряд, какие попадутся 3,1 3,0 3,5

А почему вы посещаете именно эти торговые центры?

Варианты ответов в % от опрошенных
Широкий ассортимент, много отделов, все есть 53
Близко с домом 24,2
Приемлимые цены 14,5
Хорошее качество товаров, есть фирменные отделы 12,4
Находится по пути, удобно расположен 9,9
Хорошее обслуживание, внимательные продавцы 8,3
Есть скидки, дисконтные карты, рассрочка 5,9
Чисто, приятный интерьер 5,7
Находится в центре 4,9
Привычка, давно там покупаю 4,9
Другое (есть лифт, кафе, комната для детей, стоянка и др.) 7,3

Как часто вы посещаете торговые центры, магазины?

Варианты ответов Возраст респондента
16-29 лет 30-44 лет 45-54 лет
несколько раз в неделю 15,5 15,4 14,3
несколько раз в месяц 47,9 37,8 36
несколько раз в квартал 21,6 29,4 23,4
несколько раз в полгода 9,9 10,9 18,3
реже 5,2 6,5 8
Среднее количество посещений
в месяц
2,92 2,69 2,51


Аренда: Торговые центры дешевеют

Владельцы архангельских торговых центров готовы тотально пересматривать арендные ставки. В некоторых магазинах скидки на аренду площадей уже доходят до 30%. И это, уверены эксперты, не предел. Выжить в кризис, по словам специалистов, смогут только торговые центры с продуманной концепцией. Остальные будут перепрофилированы под офисные здания и заведения общепита.

Руководитель группы компаний «Регион» Валентина СЫРОВА подтвердила, что в Архангельске наблюдается снижение спроса на аренду торговых площадей.
«Сегодня каждый старается минимизировать свои расходы, чтобы удержаться на плаву, поэтому происходит ротация арендаторов, - отмечает Валентина Сырова. - Бизнесмены подыскивают меньшие по размеру площади. Некоторые и вовсе закрываются. В целом же в бизнес-среде наблюдается некая нервозность, люди с волнением ждут, что будет осенью». В свою очередь владельцы торговых центров в попытке удержать арендаторов готовы снижать цены.

Цены пикируют

По словам директора по аренде компании «Титан-Девелопмент» Максима ЗАБОРСКОГО, в некоторых магазинах скидки на аренду площадей уже доходят до 30% и эта тенденция продолжится. Валентина Сырова подтверждает: в последние месяцы предприниматели чаще просят о снижении арендной платы.

В крупных городах России под влиянием финансового кризиса уже начал меняться и механизм расчета арендной платы для торговой недвижимости, отмечают эксперты. Если раньше большинство арендаторов платили фиксированную ставку, то теперь они настаивают на переходе на выплату процентов с оборота, что позволило бы им варьировать арендные платежи пропорционально доходам. Такая система широко распространена на зарубежном рынке.
Однако в Архангельске арендодатели не согласны работать на таких условиях. «Мы в принципе не готовы давать большие скидки, - отмечает Максим Заборский. - В кризис выживают сильнейшие, а умирающим маркам дисконт не поможет. Зачем нам удерживать компанию, работающую с отрицательной прибылью? Предоставлять дополнительные скидки мы готовы только эксклюзивным игрокам, которым трудно найти замену».

Негативное влияние кризиса отразилось и на муниципальном рынке недвижимости. В мэрии отмечают, что арендаторы все чаще отказываются от своих помещений - переезжают или вовсе закрывают свой бизнес.
«Компании стремятся уменьшить свои площади, чтобы минимизировать затраты. Думаю, что эта тенденция еще более усилится», - говорит директор департамента муниципального имущества мэрии Архангельска Сергей БАКАЛО.
Однако ротация арендаторов и снижение арендной платы привели и к положительному эффекту - резкому снижению количества субарендаторов.

Строят по наитию?

Удерживать арендные ставки на докризисном уровне, отмечает Максим Заборский, удается только торговым центрам с хорошо продуманной и грамотной концепцией. У таких магазинов длинный лист ожидания: уходит один арендатор, его место тут же занимает другой.
Но большинство торговых центров в Архангельске, по мнению эксперта, построено «по наитию». За отсутствие продуманной концепции их владельцы сегодня и расплачиваются отсутствием арендаторов.

«Возводя торговый центр, бизнесмен, прежде всего, думает, сколько сможет на нем заработать, и уже после - как это сделать, - считает Максим Заборский. - Естественно, уже на этапе строительства все издержки минимизируются, здание возводят по минимальным нормам - притом строительным, а не торговым. Потом владелец подыскивает арендаторов. Набрав достаточное количество заявок на аренду площадей, он начинает играть ставками. При этом часто не учитывает один важный факт - каждая вторая заявка принадлежит к одной товарной группе. В результате большой магазин наполняется отделами с однотипным товаром. Покупатели обходят такие магазины стороной, а арендаторы плавно съезжают».

По мнению Максима Заборского, правильнее не гнаться за максимально высокими ставками, а искать долгосрочных партнеров: привлечь одного крупного якорного арендатора и окружить его несколькими мелкими. «Такой вариант выгоден с точки зрения постоянной доходности, систематичности поступления средств», - считает он.

Впрочем, Валентина Сырова не разделяет мнения о том, что торговая недвижимость «растет без концепции». «Архангельск занимает далеко не последнее место по качеству торговых центров среди городов России, - уверена она. - Наши магазины выигрывают и по насыщению товарами, и по отделке помещений. Поэтому я не согласна, что в Архангельске большинство магазинов строится наобум, без продуманной концепции со стороны владельцев. Естественно, магазины появляются для того, чтобы приносить прибыль, но при существующей конкуренции заработать деньги на торговом центре без определенной концепции практически невозможно».

ТЦ начнут укрупняться

В перспективе, полагает Максим Заборский, архангельские торговые центры начнут специализироваться на определенном сегменте товаров - мебели, верхней одежде, обуви.
Мнение эксперта разделяет ведущий специалист отдела брокериджа компании ООО «Баренц Групп» Татьяна ПРЫГОВА. Она также считает, что торговые центры будут развиваться в сторону укрупнения. Но и у специализированных магазинов есть будущее.
Именно поэтому запускаемый компанией крупнейший на сегодня в регионе мебельный торговый центр «Мебельная Империя» - логичная эволюция.

«Перед разработкой проекта мы проводили маркетинговые исследования. Определили целевой рынок, состав арендаторов, зону влияния торгового центра. - говорит Татьяна Прыгова. - Предпосылкой создания специализированного торгового центра стал рост рынка мебельного ретейла. Нельзя не упомянуть и тот факт, что точки продаж мебели и сопутствующих товаров рассредоточены по всему городу. Каждый из нас знает, что выбирая диван или кухню мы никогда не ограничиваемся одним-двумя магазинами, а самые дотошные объезжают весь Архангельск и его пригороды в поисках «того самого дивана». Да и самые крупные и успешные на мебельном рынке игроки давно уже говорили о необходимости создания торгового центра, который бы учитывал все нюансы и специфику товара».

Однако, по мнению Валентины Сыровой, строительство огромного, мебельного магазина для Архангельска идея рискованная. «С точки зрения покупателя, конечно, удобно прийти в одно место, где представлен широчайший выбор мебели, - отмечает бизнес-леди. - Но владельцу такого торгового центра будет очень сложно набрать нужное количество арендаторов. Далеко не все предприниматели захотят стоять рядом с конкурентами. Думаю, что будущее Архангельска все же за торгово-развлекательными центрами, где будет представлен полный комплекс услуг - магазины, салоны красоты, кафе, кинотеатры».






Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5