Сергей ПЕТРОВ | 23.11.2008 09:00:00
Строительство сухого дока для крупнотоннажных судов в Северодвинске нецелесообразно. По цене производства гражданских судов водоизмещением от 100 тысяч тонн Россия во многом уступает Корее и Украине. Об этом заявил председатель комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав ПОПОВ во время своего визита в город корабелов.
Архангельская область - край несбывшихся надежд. И чем громче у нас заявляют об очередном грандиозном проекте, тем быстрее постигает его печальная участь. Мертвым грузом осталась лежать нефть в Мезенской синеклизе; уплыла на Балтийский завод первая в мире плавучая АЭС; канул в Лету вместе с уходом губернатора Николая Киселева проект деревянного домостроения. Строительство долгожданного «Белкомура» так и не началось, пока не нашлось инвестора для нового глубоководного района Архангельского порта.
Суждено остаться на бумаге и еще одному стратегическому проекту - по возведению в Северодвинске сухого дока для строительства и ремонта крупнотоннажных судов.
Насущная необходимость?
После распада СССР два крупнейших сухих дока Союза остались на Украине, в городе Николаеве. В России закладка новых крупных надводных кораблей была прекращена. В 1993-1994 годах по решению Главного управления судостроительной промышленности были выполнены инженерно-геологические изыскания, которые показали, что наиболее удачным местом для строительства сухого дока является Северодвинск.
Преимущества очевидны: город располагает высокой концентрацией предприятий, обеспечивающих строительство и ремонт стратегических и многоцелевых подводных лодок, а также высоким техническим уровнем существующих производственных мощностей. Место под строительство дока было определено на территории ФГУП «Звездочка».
На заседании Совета по морской деятельности при главе администрации Архангельской области в июне 2006 года главный инженер «Звездочки» Олег ФРОЛОВ заявил, что создание в Северодвинске построечно-спускового комплекса с сухим доком 420х100х14 м является для страны насущной необходимостью.
По оценкам 2006 года, ориентировочная стоимость строительства открытого сухого дока составляла $570 млн, закрытого дока - $750 млн. Срок окупаемости с учетом инвестиционного периода - около 8 лет. Рентабельность выпускаемой продукции – 8-10%. Строительство, включая разработку проектно-сметной документации, намеревались завершить через 7 лет. В сухом доке планировалось установить козловой кран грузоподъемностью 1,5 тысячи тонн с устройством пути для возможности выхода крана на акваторию, чтобы снимать блоки с плавсредств, а также осуществлять стапельную реконструкцию производства ФГУП «Севмаш» для обеспечения изготовления крупногабаритных блоков массой до 1,3 тысячи тонн.
В таком доке можно было бы строить атомные авианосцы, крупнотоннажные транспортные суда, газовозы, нефтедобывающие платформы и суда транспортно-технологической системы разведки и эксплуатации нефтяных месторождений Арктического шельфа.
Проект активно поддержала администрация Архангельской области, после чего он поступил на согласование в Минпромэнерго. С тех пор о его судьбе ничего не было слышно.
Назвали причины
Многие эксперты изначально сомневались в успешной реализации проекта. Только на строительство сухого дока потребовалось бы дополнительно около двух тысяч квалифицированных кадров. В условиях хронической нехватки «свободных рук» на северодвинских оборонных предприятиях, найти такое количество специалистов и рабочих фактически нереально. Времена комсомольских ударных строек прошли, а китайцев и турок на секретные объекты «пущать» категорически не велено. Особых проблем добавляет суровый климат. Строить в зимнее время крайне сложно, а зима на Севере длится полгода. Плюс ко всему $1 млрд долгосрочных инвестиций - выпросить их у правительства потенциально можно, но не так просто, как кажется на первый взгляд.
Прошло 2,5 года. Точки над «i» расставил председатель комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов. В беседе с журналистами в Северодвинске он подчеркнул, что строительство гражданских судов водоизмещением от 100 тысяч тонн и выше в России невыгодно. А следовательно, нецелесообразно и строительство сухого дока.
«Я был на корейских верфях, там 100-тысячное судно строят за 10 месяцев, и цена его на порядок ниже, чем у нас. Заказы на такие суда нужно размещать за рубежом», - резюмировал Вячеслав Попов. По его словам, хорошие шансы на получение таких заказов имеет Украина. «Сейчас на Украине политика идет впереди экономики, поэтому здравого смысла там мало, а когда люди успокоятся, истерика пройдет, можно будет возвращаться к переговорам, в том числе по Николаевским верфям. Украинские заводы сейчас также простаивают, теряются кадры», - пояснил представитель Совета Федерации.
«Звездочке» и «Севмашу» предстоит сосредоточить силы на выполнении гособоронзаказа. Перспективы открываются значительные. Президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ поручил Минобороны разработать программу строительства авианесущих крейсеров. Создание таких кораблей планируется начать в ближайшие два года.
Гендиректор «Севмаша» Николай КАЛИСТРАТОВ подтвердил, что северодвинские корабелы готовы строить авианесущие крейсеры. Предприятие приступает к масштабной модернизации производства: получены соответствующие заключения в профильных НИИ, есть договоренности по государственным инвестициям. Но строительство сухого дока в эти планы не входит.
Фото Алексея Липницкого.