ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 09:56

Региональная экономика: один с сошкой, семеро с ложкой


Текст: Андрей САХАРОВ. Фото: Алексей Липницкий | 20.04.2012 08:04:43

В реальном секторе экономики Архангельской области занято 19,1%  работающего населения. Эти люди плюс 3% предпринимателей создают основную налоговую базу,  остальные заняты в социальной сфере или находятся на пенсии. Такие данные прозвучали на заседании регионального правительства по итогам социально-экономического развития в 2011 году.  «Получается, что область соответствует пословице «Один с сошкой, а семеро с ложкой», - считает министр экономического развития и конкурентной политики области Евгений МИХАЙЛОВСКИЙ.

Какие же отрасли несут основное налоговое бремя в пользу областного бюджета?

Тройку лидеров по наполнению областной казны составляют: транспорт и связь, лесопромышленный комплекс и торговля. Сектор связи и транспорта (38 тысяч работников) пополнил казну на 3,4 млрд рублей. При этом по темпам роста налоговых отчислений  отрасль заняла 13-е место, тогда как раньше по этому показателю всегда была в лидерах. Как считают в региональном правительстве, замедление темпов роста налоговых поступлений связано с перманентными приватизационными реформами  ОАО «РЖД», которые сказываются на финансовых показателях Северной железной дороги – основного налогоплательщика как в отрасли, так и в регионе.

От леспрома, где занято почти 30 тысяч человек, бюджет получил 3,2 млрд рублей. Больше половины этих денег приходится на целлюлозно-бумажное производство. Здесь за счет  инвестиционных проектов «Лесозавода № 25» в Архангельске и Устьянского лесопромышленного комплекса  рост индекса производства составил 29%.

Торговлей занимаются  31 тысяча северян. По итогам 2011 года продажи выросли  на 12%, а налогов поступило 3,2 млрд рублей.

Миллиард рублей в казну добавила энергетика. Хотя в отрасли зафиксирован спад производства  на 3%. По мнению Михайловского, это результат введения энергосберегающих технологий, а энергомощностей у нас достаточно.

В пищевом производстве львиная доля налогов – 1,2 млрд – приходится на Архангельский ликеро-водочный завод. Причем, как с гордостью заявил министр, «треть продукции «АЛВИЗ» реализует за пределами Архангельской области».

Подкачало машиностроение – падение производства на 35%. Как считают власти, это специфика основного ресурса в этой сфере – оборонных заводов Северодвинска. Масштабные заказы, которыми государство облагодетельствовало, например, завод «Севмаш», быстро не исполняются. Хотя на статистику повлиял и  срыв гособоронзаказа. Но 2,7 млрд рублей налогов от оборонки область все же получила.

Зато впервые за долгие годы  на 11% вырос объем производства в сельском хозяйстве, налоговая отдача – 175 млн рублей. Правда, рост достигнут всего лишь за счет появления нескольких новых животноводческих ферм. Тем не менее, в минэкономразвития высоко оценивают этот шажок вперед.

Почти все эти налоговые отчисления отраслей идут на поддержку здравоохранения, образования, ЖКХ, социальную политику.

«Я понимаю, что социальные расходы превалировали и будут превалировать в бюджете области, но налицо гигантское возрастание социальных обязательств, – считает министр экономического развития. – Работать в реальном секторе экономики стало не модно и не престижно. Мы привыкли «сидеть» на бюджете».

По мнению Михайловского, чтобы исправить ситуацию, надо определиться с направлениями модернизации экономики. Кроме того, он предлагает запустить разработанную министерством систему оценки работы исполнительных органов власти. Ну и самый простой и элементарный рецепт: создание новых производств. Постоянно уповать на подачки из федерального бюджета – бесперспективно.

Например, около 150 млрд рублей население области тратит на товарные покупки, половина этой суммы идет на продукты питания. Однако доля местных сельхозпроизводителей в розничном товарообороте региона - всего 7%. Значит, для их поддержки  требуется подстегнуть потребительский интерес северян.

Кстати, чиновники уверены, что на убеждение жителей патриотично тратить деньги не понадобится много сил. Для этого, исходя из опыта ОАО «Молоко», достаточно проводить уроки правильного питания, на которых можно пропагандировать продукты местных производителей. Как говорит управляющий директор этого предприятия Игорь ЗАБОРСКИЙ, «надо просто учить потреблять молочные продукты, ведь молоко у нас пьют меньше, чем в других регионах».

А еще можно ратовать перед народом за «свою» мебель, одежду и…

Как заметил губернатор Архангельской области Игорь ОРЛОВ, у министерства экономики непочатый край работы. Тем временем неверящие в светлое будущее северяне продолжают уезжать: в результате миграции область потеряла в прошлом году почти 9  тысяч человек.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей