Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 07.09.2009 12:00:00
Архангельский край, как известно, богат на болота. А это, как ни странно, колоссальный природный ресурс, который пока никак не используется. Тем временем архангельские предприниматели предложили проект по освоению болот для подготовки обустроенных территорий под социально доступное жилье и производство товарного продукта из местного сырья.
Средняя маржинальная прибыль таких научно-производственных предприятий - технопарков оценивается в 2,5 млрд рублей в год.
Было бы болото... а деньги найдутся. Следуя этой «истине», авторы проекта (разработанного по инициативе компании «А-К-М») - Юрий ГОРБАЧЕВ, Николай КОВАЛЕВ и Лев СУСЛИН предложили вариант решения основных социальных задач на отдельно взятой территории площадью не менее 300 га. Причем достижение социальных целей, по их расчетам, не просто повышает «качество жизни», за которое все привыкли платить, а прежде всего приносит исполнителю высокую прибыль, которую «нравственно выгодно» будет расходовать на устройство разрабатываемой площадки: строительство дорог, создание производств, обеспечение энергией, водой и даже питанием. И все это, вы не поверите, на болоте!
«Из-за низкой себестоимости производимого товарного продукта, нормы прибыли настолько высоки, что таким комплексам не просто не страшны мировые кризисы, они для них просто незаметны. К тому же комплекс сам по себе является технопарком. Это не созданный по велению сверху модный, неживой механизм, который надо всегда либо кормить, либо подкармливать, а естественная, органично и гармонично встроенная в производство структура», - говорит один из авторов проекта Юрий ГОРБАЧЕВ.
Дорога «не в обход»
«Традиционный», общеприменяемый метод строительства дорог в настоящее время предпочитает «обходить» болота стороной, особенно непроходимые. Разработчики предложили иной путь.
Вскрывать и использовать для последующего обустройства территории вскрыши – верхнего слоя болота, который составляет в среднем от 0,5 до 0,7 метра. Выторфовывать трассу и собирать торф для последующего его использования в производстве с полной и безотходной его переработкой в различные виды товарного продукта.
«Средняя толщина залегания торфа на труднопроходимых и непроходимых болотах - порядка трех метров. Погонный метр трассы дает порядка 90 куб. метров торфа. Себестоимость добычи торфа - около 100 рублей/кубометр», - говорит Юрий Горбачев. Далее бизнес-проект предусматривает добычу сапропеля (илистый пласт, применяемый в виде добавки к комбикормам животных и птиц и для выращивания дождевых червей — производителей биогумуса).
«Ложе трассы замывается песком из близлежащих водоемов. Себестоимость добычи песка практически такая же, как и торфа. Происходит дноуглубление – очистка существующих водоемов либо строительство новых, которые в дальнейшем используются для производственно-хозяйственных нужд. Новые водоемы строятся на площади непроходимых болот, что в свою очередь является их обустройством. Сама трасса формируется из мокрого песка и песчано-гравийной смеси», - поясняет Юрий Горбачев.
Языком цифр
Представим некоторые авторские расчеты. Себестоимость затрат на погонный метр трассы дороги шириной 12 метров по «непроходимому» болоту - менее 20 тысяч рублей/метр. Себестоимость товарного продукта из переработанного торфа с метра трассы - не более 9 тысяч рублей. А реализовать его можно за 72 тысячи рублей. Себестоимость переработки сапропеля с погонного метра трассы - порядка 7 тысяч рублей, а продажная цена - не менее 100 тысяч рублей.
«Таким образом, комплекс данных технологий позволяет окупить затраты на строительство дороги по непроходимым болотистым местам еще до ввода трассы в эксплуатацию. Первоначальные затраты на строительство комплекса и оборудование окупаются в течение трех лет», - утверждают разработчики. Кроме того, комплекс может быть энергетически автономным и независимым от источников тепла и электроэнергии, вырабатываемых сторонними предприятиями. Наоборот предусматривается возможность продажи излишков тепла и электричества внешним потребителям. Себестоимость производства собственной электроэнергии оценивается в 0,5 рубля/кВт*час, а вырабатываемого тепла значительно ниже 300 рублей за 1 Гкал. Для сравнения — за электроэнергию и тепло предприятия в Архангельске платят соответственно 2,60 рубля и 2145 рублей.
«В условиях «рыночной» экономики из-за действий энергетических монополий надо как можно быстрей переходить на более дешевые технологии, основанные на использовании местных видов топлива. Тем более, они возобновляемы. Оборудование для эффективного использования топлива успешно выпускается российскими предприятиями, - утверждают разработчики бизнес-проекта. - В Архангельской области ежегодно из добываемой древесины в виде топлива можно использовать не менее 7 млн куб м древесных отходов, что составляет порядка 5 млн тонн опилок или щепы. Даже если их просто сжечь в котельных сырыми при влажности 50%, то можно получить 9,5 млн Гкал тепла, что достаточно для отопительного сезона для 2 930 котельных средней мощностью 0,45 Гкал/час».
Возможности использования торфа как топлива также высоки. Его запасы в Архангельской области практически неисчерпаемы. Северо-Западный регион имеет ежегодный прирост торфа около 25 млн тонн. Добывая для топливных нужд хотя бы 3 млн тонн торфа и сжигая его без предварительной обработки, а только после подсушки до 30% влажности, можно получить 8,6 млн Гкал тепла дополнительно.
«Эти простые расчеты показывают, что если нарушить старые, привычные традиции «советских» времен, то Архангельский регион полностью может обеспечить себя экологически чистым топливом для выработки тепла и электроэнергии, разгрузить железную дорогу от перевозок каменного угля и перестать зависеть от энергетических монополий», - говорит Юрий Горбачев.
Дайте любое болото!
По словам Юрия Горбачева, в Архангельской области, чтобы не нарушать естественный ежегодный прирост торфа, вполне можно одновременно создать 15 высокорентабельных комплексов. Самые подходящие для освоения болот - Приморский, Мезенский, Холмогорский, Онежский, Шенкурский, Каргопольский и Лешуконский районы.
Каждый такой комплекс на 10 тысяч населения - это не только прибыль для инвестора, а рабочие места и снижение социальной напряженности в регионе при развитой дешевой транспортной инфраструктуре.
Однако пока видение авторов бизнес-проекта региональная власть не разделяет. «Проблема в некомпетентности и нежелании браться за нечто новое и продвигать его на высшем уровне, - считает Юрий Горбачев. - Мы находимся не просто в разорванном «экономическом пространстве», у нас все экономические связи разорваны посредниками и некомпетентностью. В любой госструктуре самый мелкий вопрос решается через нескольких лиц и «за дикцию никто не отвечает». Проблема в том, что власть считает, что всем должна распоряжаться и руководить она, а если нет, то у вас будут препятствия и проблемы. И если у власти нет понимания решения имеющихся задач, то она других старается просто «не пущать». Как же! Нельзя, чтобы у других получилось. Поэтому не вопрос, где взять деньги. Вопрос в том, кто ими будет распоряжаться?!»
Но инноваторы, следуя герою фильма «Россия молодая», обращаются не к совести государственных мужей и предпринимателей, а к хитрости и жадности. «Ведь все, что мы предлагаем, прежде всего сверхэффективно», - заявляют авторы проекта. Самое главное - есть надежный механизм возврата вложенных средств, поскольку речь идет о маржинальной прибыли производств от 300% и более.
ДЕНЬГИ У НАС ПОД НОГАМИ
На болотах в Архангельской области можно одновременно запустить 15 высокорентабельных комплексов — технопарков. Самые подходящие для этого Приморский, Мезенский, Холмогорский, Онежский, Шенкурский, Каргопольский и Лешуконский районы.
- Площадь обустройства территории - 100 га в год
- Срок освоения территории (300 га) - 3 года
- Общий валовый доход обустройства - 6 400 млн рублей в год
- Прямые затраты на организацию производства - 1 000 млн рублей
- Общие затраты на строительство объекта - 2 000 млн рублей
- Средняя маржинальная прибыль - от 2 500 млн рублей в год
- В России добытый баррель стоит порядка $5-7. Но никто не считал стоимость нанесенного ущерба экологии природы. А он, особенно на Севере, огромен. Да и к тому же почти нет доступа к этой нефти и газу на новых месторождениях. Нет дорог и нет путепроводов.
Запасы торфа в России огромны - не менее 162,7 млрд тонн 40% влажности. И это возобновляемый вид топлива и сырья. Но добывать этот вид биотоплива в России и использовать его будут либо наши потомки (только кто их этому научит, если мы сами этого не умеем), либо другие хозяева бывших «наших» земель. Второе реальней. В мире торфяная отрасль является одной из высокомеханизированных добывающих отраслей. Но в России дела обстоят иначе. По сравнению с 1990 годом добыча торфа упала в 70 раз. В Архангельской области - до нуля.