Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 17.06.2011 08:23:13
Чем грозит глобальное потепление? Эксперты международного уровня озвучили свои прогнозы на конференции, прошедшей в Архангельске в рамках Недели Северных стран. По мнению одних, масштабные изменения климата обернутся для мировой экономики многомиллиардными расходами. Другие считают, что эта тема - не более чем шумиха.
Нынешний скачок температуры для нашего региона продлится до 2020 года — такой прогноз дают профессор Северного Арктического федерального университета, доктор геолого-минералогических наук Юрий ШВАРЦМАН и его коллеги, занимающиеся данной проблемой. Повышение среднегодового показателя составит не более двух градусов, при том, что «критическим» считается подъем на три-четыре градуса. Далее температура стабилизируется, а лет через шестьдесят на севере России и Европы, наоборот, начнет «подмораживать». Такой прогноз составлен 11 лет назад и пока полностью подтверждается.
«Это долговременные тенденции, совершенно естественные циклические процессы. Влияние техногенного и антропогенного фактора здесь вторично. Надо говорить о своевременной адаптации к климатическим изменениям, а не о каких-то «катастрофических последствиях», - считает ученый.
По мнению его единомышленников, шумиху по поводу глобального потепления негласно поддерживают несколько крупных транснациональных промышленных групп. Под их влиянием в «борьбу» с природой вкладываются огромные деньги из бюджетов небедных государств. К примеру, для Аляски недавно разработан проект, рассчитанный до 2030 года и оцененный более чем в 6 млрд долларов.
Радикально настроенные московские ученые даже известный Киотский протокол о сокращении выбросов в атмосферу парниковых газов считают профанацией и средством выкачивания средств из бюджетных и общественных фондов.
Однако с некоторыми контраргументами специалистов в области охраны окружающей среды трудно не согласиться. В конференции в Архангельске участвовали представители научного сообщества Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции, Гренландии, Фарерских островов и Аландских островов.
Как отметил представитель шведского Агентства по защите окружающей среды Оке МИКАЭЛЬСОН, координатор программы сотрудничества с Россией, процесс интенсивного повышения уровня арктических морей может повлиять на ход международных проектов, подобных Штокману.
Кроме того, из-за скачка температуры начали «оттаивать» вечномерзлые грунты и повсеместно на севере нарушился баланс грунтовых вод. Это может привести к разрушениям в инфраструктуре целых городов, прежде всего тех, о которых говорят «построены на болоте», а также таких, как, например, Воркута, где фундаменты зданий рассчитаны исключительно на твердый промерзающий грунт.
Усилившиеся подземные течения загрязняют тяжелыми металлами, содержащимися в почве, водоемы, вода из которых используется в качестве питьевой. На всей территории Баренц-региона стали более серьезными последствия паводков.
«На Крайнем Севере из-за смены климата у оленеводов начались трудности с кормовой базой для животных: и это не частный момент, а вопрос выживания местного населения», - добавил эксперт.
Нигде в мире готовых решений этих проблем сейчас нет — они пока лишь на стадии разработок. По линии Совета министров Северных стран России предложен ряд таких проектов на условиях софинансирования 70% на 30% (с российской стороны). Как отметил министр лесопромышленного комплекса и природных ресурсов Архангельской области Юрий ТРУБИН, наш регион примет в них участие, но создавать ажиотаж вокруг изменений климата не стоит.
По данным Двинско-Печерского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, дефицит качественной пресной воды в Архангельской области исключен. На примере реки Онеги в течение нескольких лет подробно изучались последствия температурного скачка, в том числе и для рыбного хозяйства региона, — негативных тенденций нет.
«Сток основных рек области действительно заметно повысился (на 4-8%), но так, в частности, они быстрее освобождаются от выбросов промышленных предприятий. Кроме того, появилась возможность наращивать водные транспортные потоки для тех же ЦБК — судоходность рек возрастает. Поэтому в чем-то от повышения среднегодовой температуры регион даже выиграл. Однако некоторые опасения коллег мы разделяем и используем возможность лучше познакомиться с их опытом управления водным хозяйством», - добавил министр.