Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 18.11.2011 06:09:50
Управление Росприроднадзора по Архангельской области потерпело неудачу в судебном разбирательстве с командованием российских космических войск. Военные должны были очистить место падения отделяющихся частей ракет у села Олема в Лешуконском районе. Контраргументы оказались «железными»: остатки ракет - это «элементы космической техники», а не отходы, и уж тем более не опасные.
Запуск ракеты-носителя «Союз У» с космодрома Плесецк, в отношении которой разгорелся спор, состоялся 16 апреля 2010 года. Как следует из материалов дела, отделяющиеся части ракеты в расчетном районе падения «Олема» в Лешуконье обнаружены не были, что само по себе уже вызывает вопросы. Спустя несколько дней ФГУ «Командование космических войск» получило предписание регионального управления Росприроднадзора: в срок до 1 февраля 2011 года найти упавшие блоки ракеты, вывезти их и утилизировать, а также провести обследование «Олемы», очистить ее от загрязнения нефтепродуктами и рекультивировать нарушенные земли. Возражений со стороны космодрома не поступило.
За неделю до назначенного срока Росприроднадзор организовал внеплановую проверку выполнения своих требований. Как выяснилось, пропажа частей «Союза У» по-прежнему считается «бесследной» и никаких работ на «Олеме» не проводилось. Повторное предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды ждала уже другая судьба: командование космических войск решило оспорить его в арбитражном суде.
По оценке Росприроднадзора, отделяющиеся части ракет (ОЧР) не что иное как «остатки, утратившие свои потребительские свойства», то есть, по сути, обычный металлолом. Его утилизация — обязанность военных: это одно из условий договора, заключенного между Минобороны РФ и администрацией Архангельской области в 2007 году.
Военные, напротив, ссылаются на то, что ОЧР - это никакие не отходы, а «элементы космической техники». Договор с областью не предписывает космическим войскам после каждого запуска искать непременно эти «элементы». Установлен лишь предельный срок вывоза найденных деталей - от 1 года до 2 лет, исходя из графика и лимитов денежных средств.
В 2010 году в Архангельской области было запланировано обследование четырех районов падения ОЧР - «Пинега», «Мосеево», «Вашка» и «Двинской», однако средства, по словам истца, поступили слишком поздно: разместить заказ уже не представлялось возможным. В результате космические войска просто отказались от денег, выделяемых на эти цели для нашего региона.
Что касается рекультивации земли — это проблема ее собственников и арендаторов, а командование космических войск в отношении районов падения ОЧР таковым не является.
Суд пришел к выводу, что «космический мусор», обнаруженный Росприроднадзором на «Олеме», к запуску 16 апреля 2010 года отношения не имеет. Части «Союза У» могли просто утонуть в лешуконских болотах или сгореть в слоях атмосферы еще до контакта с землей. Точную дату падения найденных обломков установить нельзя, а значит, космодром имеет полное право убрать их и в 2012, и в 2013 году — в пределах установленного двухлетнего срока. Или вообще не убирать. Формально график вывоза остатков ракет согласуется с Правительством Архангельской области, однако договор составлен так, что за Минобороны всегда остается право вносить в него коррективы.
Требование очистить «Олему» от нефтепродуктов и провести рекультивацию земель, по мнению суда, также безосновательно: предписание вынесено по запуску конкретной ракеты, отделяющиеся части которой не обнаружены, а значит, неизвестными остались и места загрязнений.
Лишь в одном пункте суд встал на сторону Росприроднадзора: в Федеральный классификационный каталог отходов, на который ссылаются военные, входят любые отходы металлов и сплавов независимо от происхождения, в том числе и «космический мусор». Тем не менее, предписание управления в отношении командования космических войск признано недействительным.