ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 18 декабря, 2024 23:25

Ключ от границы: как помочь бизнесу Архангельской области развить внешнеторговые связи?


Ирина ФОКИНА | 22.06.2018 20:28:28
Ключ от границы: как помочь бизнесу Архангельской области развить внешнеторговые связи?

Для Архангельской области характерна ярко выраженная экспортная ориентация: доля вывозимой продукции в 2017 году составила 93% внешнеторгового оборота. Однако это заслуга крупных компаний, которых можно сосчитать по пальцам: на десять предприятий приходится 90% всего объема поставок товаров за рубеж, в основном минерального топлива и лесопромышленной продукции. Вклад малого и среднего бизнеса — лишь около 5%.


Небольших экспортеров несырьевой продукции в регионе так мало, что каждый из них нуждается в индивидуальной государственной поддержке. Эта тема стала одной из ключевых на прошедшей в Архангельске XX конференции малого и среднего предпринимательства.

Как рассказал ведущий консультант управления развития предпринимательства и внешнеэкономической деятельности министерства экономического развития Архангельской области Алексей САЖЕНОВ, в 2017-м внешнеторговый оборот региона составил порядка 2,6 млрд долларов США, увеличившись на 12,7% по сравнению с предыдущим годом. Объем экспорта – 2,4 млрд долларов США в денежном эквиваленте – вырос на 15,2%. В рейтинге субъектов России по этому показателю Архангельская область заняла 27-е место.

В 2017 году экспортную деятельность вели 125 предприятий региона, при том что на его территории зарегистрировано более 23 тысяч юридических лиц и почти 31 тысяча ИП. Рост внешнеторгового оборота и вовсе стал заслугой десяти крупных компаний, которые обеспечили 90% всего экспорта, продавая за рубеж в основном минеральное топливо (на него приходится половина от общего объема экспортных поставок) и лесопромышленную продукцию (более 30%). Доля несырьевых товаров в экспорте составила около 35%.

«Крупные предприятия имеют в своем штате подразделения по внешнеторговым связям и в поддержке этого направления нуждаются не так сильно, – считает Алексей Саженов. – А вот малые и средние компании, особенно не имеющие опыта работы на внешних рынках, но обладающие потенциалом выхода на них, зачастую не представляют, с чего начать. Наши основные усилия должны быть направлены именно на поддержку экспортно-ориентированных субъектов МСП. Текущие макроэкономические условия, в первую очередь курс рубля, повысили конкурентоспособность российской продукции на внешних рынках. Необходимо использовать сложившуюся ситуацию для капитализации наших возможностей и сконцентрировать имеющийся потенциал финансовой и нефинансовой поддержки бизнеса».

Миссия «Балканы»

В целях содействия выходу малого и среднего бизнеса региона на иностранные рынки в феврале 2018 года на базе Дома предпринимателя Архангельской области был создан центр поддержки экспорта. Сегодня ему нужно выполнить поставленную в майских указах 2018 года задачу – модернизировать систему поддержки экспортеров, являющихся субъектами МСП, включая индивидуальных предпринимателей. Их доля в общем объеме несырьевых поставок за рубеж должна увеличиться не менее чем на 10%. Кроме того, необходимо развить кооперационные связи и достичь увеличения сырьевого потока России за границу в два раза в течение ближайших шести лет.

Первым крупным событием, организованным центром поддержки экспорта, стала бизнес-миссия в Сербию: в мае представительная делегация Архангельской области побывала в автономном крае Воеводина. По оценке торгового представителя РФ в Республике Сербия Андрея ХРИПУНОВА, эта поездка стала событием исторической важности.

На сегодняшний день основу экспорта Архангельской области в Сербию составляет продукция целлюлозно-бумажных, лесопромышленных и машиностроительных предприятий. В наш регион из республики ввозятся фрукты и орехи, текстильные материалы, изделия из черных металлов. Учитывая высокую заинтересованность сербской стороны в развитии торговых связей, одной из задач деловой поездки стало расширение линейки поставляемых товаров.

В рамках бизнес-миссии предприниматели Архангельской области смогли принять участие в открытии 85-й международной сельскохозяйственной выставки в городе Нови-Сад. Предприятия представили свои товары, заключили несколько контрактов. В частности, сербские поставщики сельскохозяйственной продукции договорились о снабжении продовольственных торговых сетей Архангельской области фруктами.

В свою очередь, сербских аграриев заинтересовала продукция архангельской компании «Техносервис», занимающейся производством удобрений: две организации предложили стать ее дистрибьюторами на внутреннем рынке балканской страны. 

Прорываться на внешние рынки

Еще одной победой деловой миссии стали результативные переговоры архангельского производителя детской мебели «СКВ-Компани» с двумя сербскими торговыми сетями. С одной из них предприятию удалось договориться. В ближайшее время в Сербию будут поставлены образцы продукции. Следующим шагом должно стать подписание экспортного контракта.

«В основном мы поставляем продукцию в Казахстан, Беларусь, Армению, Азербайджан и Грузию, – рассказал директор «СКВ-Компани» Александр КОЛОГРЕЕВ. – Перед бизнес-миссией в Сербию проанализировали рынок и нашли там потенциальных партнеров – две торговые сети. Через центр поддержки экспорта запросили, чтобы нам организовали встречу с их представителями. В Сербии нам предоставили площадку для переговоров и переводчика. Одна из двух сетей согласилась на сотрудничество. Сейчас подготавливаем нашу мебель для сертификации, при этом часть затрат на получение документов и логистику компенсирует Российский экспортный центр (РЭЦ; входит в инфраструктуру государственной поддержки субъектов МСП. – Прим. ред.). Всем участникам внешнеэкономической деятельности нужно пытаться использовать все, что предлагает инфраструктура поддержки. Что-то все равно «выстрелит». Надо обязательно прорываться на внешние рынки».

По словам руководителя центра поддержки экспорта ГАУ АО «Дом предпринимателя» Михаила МАТОВА, на второе полугодие 2018-го организация запланировала деловые поездки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства Архангельской области на выставочно-ярмарочные мероприятия в Австрию, Бельгию, Чехию, Нидерланды и Китай.

«Чтобы самостоятельно арендовать стенд, например, на выставке в Китае, предпринимателю нужно заплатить 800 тысяч рублей. Мы же предоставляем там места бесплатно, – пояснил Михаил Матов. – Страны выбирали по принципу ориентированности региона на тот или иной товар. Все выставки специализированные. По требованию РЭЦ мы должны организовывать подобного рода поездки как минимум для троих интересантов. То есть, если три архангельских компании заинтересованы в продвижении, например, пиломатериалов в той или иной стране, мы совместно с торгпредствами России в этих государствах организуем бизнес-миссию. Если компания производит продукцию очень узкого сегмента и не может найти еще двух партнеров в регионе, мы можем поработать с ней индивидуально».

По мнению заинтересованных предпринимателей региона, индивидуально нужно заниматься каждым экспортером: их в регионе – по пальцам сосчитать. При этом недостаточно просто развивать инфраструктуру поддержки. Таким структурам, как Российский экспортный центр или Торгово-промышленная палата Архангельской области, необходимо взять на себя функции экспортного оператора, который бы продвигал продукцию местного малого и среднего бизнеса за рубеж. Сами же производители, не имеющие достаточной квалификации для ведения внешнеэкономической деятельности, выполняли бы лишь свои прямые обязанности – выпускали качественный продукт.

Прямая речь

Юрий ДОКУКИН, руководитель отделения Российского экспортного центра в СЗФО, представитель АО «РЭЦ»:

– Экспорт – это драйвер экономического роста. В силу того, что внутренние рынки сужаются, а спрос падает, у нас появляются накопленные нереализованные производственные мощности. Для многих компаний выход на международные позиции – один из способов сохранить себя. При этом экспорт – это не просто элемент формулы торгового баланса, а возможность обеспечить рост российской экономики на долгосрочную перспективу.

За рубежом мы распространяем бренд «Made in Russia». Чтобы получить право использовать этот специальный знак на своих продуктах, предприятию нужно пройти две ступени добровольной сертификации. Зато потом она получает помощь в продвижении своих товаров.

Уже давно стоимость продукции перестала быть основным фактором успеха. Уровень обслуживания, развитость логистики, финансовое сопровождение сделки, длительность отсрочки – вот современные конкурентные преимущества. Субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить их, пользуясь услугами инфраструктуры поддержки развития российского экспорта.

Цифры

  • 2,6 млрд долларов США – внешнеторговый оборот Архангельской области в 2017 году
  • 125 предприятий Архангельской области вели экспортную деятельность в 2017 году





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей