Анна СМИРНОВА | 05.02.2010 07:14:55
В Архангельской области планируется создать автономное учреждение «Фонд имущества и инвестиций». Он должен объединить неэффективно используемые или не вовсе заброшенные объекты госсобственности. Однако даже в региональном правительстве сомневаются в целесообразности этого замысла.
Далеко не все объекты, находящегося в собственности области, используются эффективно. Только в первые месяцы инвентаризации имущества выявлено порядка 25 запущенных зданий. Например, база отдыха областной клинической психиатрической больницы в деревне Трепузово Приморского района.
Чтобы заставить такие объекты «работать» на бюджет, министерство экономического развития региона предлагает создать автономное учреждение «Фонд имущества и инвестиций». Он объединит неэффективно используемую недвижимость. По задумке региональных экономистов, штат квалифицированных специалистов поможет найти инвестиции для ремонта и реконструкции, а потом объекты будут использоваться для нужд области или сдачи в аренду. И даже выделять деньги из бюджета на восстановление ветхих зданий и сооружений якобы не понадобится. Более того, уже в 2010 году в областную казну поступят дополнительные 18 млн рублей от сдачи в аренду помещений по рыночным ставкам.
Первое, что вызвало вопросы экспертов, - зачем создавать еще одно учреждение, если есть государственное унитарное предприятие «Инвестиционная компания «Архангельск», которая выполняет аналогичные функции.
«Или у нас сложилась тенденция – каждое уважающее себя министерство должно создать под собой автономное учреждение?» - задается вопросом председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по бюджету и налогам Андрей БРАЛЬНИН.
Почему ГУП не будет дублером нового фонда, пояснил и.о. министра экономического развития области Александр ПОЛУДНИЦИН. По его словам, основной функцией инвесткомпании является предоставление гарантий предпринимателям. Таково требование Минэкономразвития РФ.
Кроме того, на ГУПе «висит» так называемый «венгерский кредит», взятый в размере $30 млн в 2003 году на достройку корпуса Архангельской областной клинической больницы. Обслуживание кредита обходится компании в 85-90 млн рублей в год.
Руководитель областного агентства по управлению госимуществом и земельными ресурсами Денис МАСЛОВ, в свою очередь, объясняет, что создание отдельного фонда позволит избежать рисков - вошедшее в его состав имущество может быть продано по обязательствам предприятия.
Создание фонда, считает чиновник, более целесообразно, чем распродажа неликвидных активов (как это сделали в кризис многие коммерческие структуры).
«Анализ показывает, что рыночные ставки продаж имущества упали больше, чем рыночные ставки аренды. Есть опасность, что объекты мы продадим за копейки», - поставил точку Денис Маслов.
И все же аргументы министерства и агентства не убедили всех членов правительства. Так, министр промышленности, транспорта и связи области Эрнест БЕЛОКОРОВИН считает, что если такой фонд создается, то лучше передать ему не часть, а все областное имущество. Часть активов можно продать, а остальное сдать предпринимателям: в области до сих пор нет списка помещений для льготной аренды малого бизнеса.
В целом, сама идея создания фонда для эффективного управления имуществом правильна, полагает вице-губернатор Дмитрий ТАСКАЕВ.
«Проблема качественного использования госимущества известна всем. Оно использовалось только для обеспечения жизнедеятельности областных органов исполнительной власти. О том, что на его базе можно зарабатывать деньги для бюджета, думать было некому и незачем», - считает заместитель губернатора.
Сейчас чиновники минэкономразвития и областного агентства по управлению имуществом получили задание - еще раз продумать, зачем создается фонд, как будет действовать эта структура, и представить доклад на очередном заседании правительства области.
А заодно внятно объяснить, чем занимается и чем отличается друг от друга каждая из структур, входящая в экономический блок правительства.
Рис.: www.sxc.hu