ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 25 января, 2025 04:09

Аттракцион неслыханной щедрости, или Экономика как жертва коронавируса


Кирилл ФЕЛЬДМАН, эксперт «БК». Фото https://mogilev.net/ | 03.04.2020 13:16:42
Аттракцион неслыханной щедрости, или Экономика как жертва коронавируса

Улицы Архангельска опустели. И произошло это даже раньше, чем губернатор, по примеру Москвы и призыву Мишустина, ввел режим самоизоляции. В субботу центр города еще пытался жить обычной жизнью, но уже в воскресенье участок Троицкого, который мне виден из окна квартиры, стал практически безлюдным. 


В понедельник, после короткого утреннего всплеска автомобильной активности, автобусов на проспекте стало больше, чем легковых машин, а такого не припомню даже в 80-е годы прошлого века. Так что просьбу оставаться дома архангелогородцы — в массе своей - выполнили добросовестно.

Первое обращение президента к нации конспирологи тут же объяснили страшным количеством уже заболевших и умерших, которое скрывают от народа. Как ни странно, именно социальные сети и мессенджеры делают невозможными любые махинации с численностью заболевших: шила в мешке не утаишь, и если бы данные действительно отличались от официальных, это мгновенно стало бы известно. Так что информационная прозрачность, которую так боятся некоторые маргиналы от власти, в первую очередь защищает саму власть от упреков, по крайней мере – незаслуженных.


Первое обращение президента
к нации  конспирологи тут же
объяснили страшным
 количеством уже заболевших
и умерших, которое скрывают. 


Альтернативное объяснение – неспособность нашей системы здравоохранения справиться с эпидемией не только по итальянской, но хотя бы и по китайской модели. О том, что при серьезном развитии событий отечественная медицина может «не сдюжить», предупреждал в интервью «Медузе» за два дня до обращения президента сопредседатель профсоюза работников здравоохранения «Действие» Алексей КОНОВАЛ. 

Главной причиной он считает недофинансированность медицинских учреждений и вызванную ей нехватку кадров и оборудования. Кроме того, сказывается сокращение стационаров в ходе «оптимизации»: в некоторых регионах количество инфекционных отделений сократили вдвое, в результате в осенне-зимний период коек не хватает и палаты забиты безо всякого коронавируса. С этим вряд ли кто-то возьмется спорить — еще пару лет назад Татьяна ГОЛИКОВА сетовала на бездумное сокращение медицинских учреждений… проведенное в свое время под ее же руководством.

Теперь-то власти вроде бы делают все необходимое для мобилизации ими же оптимизированной медицины: выделяются многомиллиардные ассигнования на покупку «скорых» и иные нужды здравоохранения, силами Министерства обороны аврально строятся 16 стационаров. Для преодоления кадрового дефицита глава Минздрава обещает привлечь 40 000 ординаторов и студентов медуниверситетов.

Правда, «скорые» еще надо закупить и доставить туда, где они нужны. Только половину стационаров намечено открыть в апреле, а вторую – в мае. Что касается студентов… Хит новостной ленты вторника – коронавирусом заболел главврач больницы в Коммунарке. Трудно поверить, что у руководителя московской инфекционной больницы не было средств и возможностей защитить себя от вируса. Хит новостной ленты среды – 53 человека заразились в больнице Эвжинского района Сыктывкара. Если так «прокалываются» профессионалы, много ли «навоюют» эти «рядовые-необученные»? Так что для нашей страны меры, направленные на сдерживание распространения заболевания, – насущная необходимость, если считать коронавирус серьезной проблемой, как это делают власти почти во всех странах.

Обратная сторона нерабочих дней – существенный ущерб для бизнеса и граждан. Президент анонсировал ряд мер, направленных на снижение этого ущерба. Так, граждане, чей доход сократился более чем на 30%, и индивидуальные предприниматели могут временно приостановить обслуживание своего долга по кредитам и ипотеке.


Для нашей страны меры,
направленные на сдерживание
распространения заболевания,
 – насущная необходимость...


Предприятиям малого и среднего бизнеса, микропредприятиям предоставляется отсрочка по кредитам и всем налогам (за исключением НДС) на шесть месяцев, микропредприятиям – еще и по взносам в социальные фонды. Для предприятий малого и среднего бизнеса страховые взносы сокращаются в два раза с заработной платы, превышающей МРОТ. Вводится шестимесячный мораторий на подачу кредиторами заявлений о банкротстве компаний, взысканий с них долгов и штрафов. Все эти меры распространяются только на компании, работающие в секторах, «наиболее затронутых нынешней непростой ситуацией».

Кроме того, до размера МРОТ повышается пособие по безработице, на три месяца вводятся ежемесячные выплаты в размере 5 тысяч рублей на каждого ребенка до трех лет, начало выплат материнского капитала переносится с июля на июнь.

Источник дополнительных выплат понятен: это федеральный бюджет. Груз выпадающих доходов частично придется на него же, частично – на бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Анонсированные в том же обращении 15% налог на денежные средства, уходящие в оффшоры, и подоходный налог на доходы по вкладам и ценным бумагам едва ли покроют потери бюджета. Подоходный налог, например, вводится с 2021 года, значит, он будет собран и зачислен в бюджеты только в 2022-м.

Отсрочки по кредитам и ипотеке – выпадающие доходы банков. Но банки – это коммерческие предприятия, и доходы от кредитования – существенная часть их прибыли. «Системообразующие» банки устоят, а вот для многих других отсрочки, особенно на длительный период, могут закончиться банкротством. Кроме того, велик риск, что банки попытаются компенсировать выпадающие доходы дальнейшим снижением ставок по вкладам граждан, а они и без того уже не покрывают инфляцию. Держатели кредитных карт вроде бы остаются незащищенными. Или для них тоже беспроцентный период увеличат на неопределенный срок?

Теперь посмотрим на реальную жизнь малого и среднего бизнеса. После изменения в системе налогообложения большинство предпринимателей едва сводят концы с концами. Значит, нет и «подушки безопасности». Большинство компаний, скорее всего подпадающих под расплывчатую формулировку «наиболее затронутых нынешней ситуацией», – это предприятия общественного питания, службы быта, непродовольственные магазины, туристические агентства. С 28 марта доходов у них нет или почти нет. Для туристических агентств жизнь остановилась еще раньше. Зарплату работникам платить нечем, арендодателям – а большинство малых и средних предприятий работают в арендованных помещениях – тоже. Да и самим жрать нечего. Не говоря уже о налогах за первый квартал, от которых то ли освободили, то ли нет. Что делать?


После изменения в системе
налогообложения большинство
предпринимателей едва сводят
концы с концами. Значит, нет
и «подушки безопасности».


Первое – увольняем сотрудников. Второе – перестаем платить арендную плату. Штрафы арендодатель теперь взыскать не может – но это шесть месяцев, а что будет потом – непонятно. Кроме того, арендодатель тоже хочет есть, у него тоже работники, да еще и коммуналку платить, если она не переложена на арендатора. И деваться арендодателю некуда: даже если он захочет продать свое помещение, едва ли найдутся желающие, да и цены на коммерческую недвижимость сейчас устремятся к нулю.

По различным оценкам, даже первоначально объявленные девятидневные каникулы обойдутся экономике страны в целом примерно в 700-900 млрд рублей. А 2 апреля президент продлил нерабочие дни сразу до 30 апреля. Но теперь разработка и реализация противоэпидемических мероприятий и, судя по всему, ответственность за развитие событий возложена на глав субъектов Федерации. В новом указе есть пункт 4-ж, который позволяет решением правительства субъекта Федерации вывести из-под действия этого указа любые организации, исходя из особенностей распространения COVID-19 в регионе.

Примеряем на себя. В Архангельской области выявлено всего 8 случаев заболевания коронавирусом, причем последний — у человека, уже изолированного ранее. Значит, если не появится новых случаев, скоро можно будет возвращаться к нормальной жизни, пусть не с 6 апреля, но с 14-го – почти наверняка. Но исключить повторный «завоз» вируса нельзя, если не через государственную границу, то через административную – например, самолетом из Москвы или Петербурга, где ситуация заметно хуже. И отвечать за последствия придется вновь назначенному временно исполняющему обязанности губернатора.

Психологию чиновников очень наглядно излагал под гармошку в старом, советском еще фильме («Забытая мелодия для флейты») Валентин Гафт: «Мы сгораем, когда разрешаем, и поэтому все запрещаем». Люди поменялись, порядки остались. И если руководитель не решится прекратить разрушительный для экономики карантин, трудно его будет за это осудить. Так что, скорее всего, объявленные президентом меры поддержки превратятся в аттракцион неслыханной щедрости.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей