Татьяна ПОТАПОВА | 23.11.2008 09:00:00
Архангельский морской порт не работает даже вполовину своей мощности, заявил на заседании Совета по морской деятельности заместитель директора областного департамента транспорта и связи Владимир КОЧУРОВ. В год он перерабатывает чуть более 5 млн тонн грузов, а это лишь 45% от возможных объемов. Эксперты уверены: грузоперевозчики обходят Архангельский порт стороной, потому что боятся непомерно высоких портовых сборов.
Архангельский морской торговый порт может перерабатывать до 4,5 млн тонн грузов ежегодно, в то время как его реальная загрузка остается на уровне менее 2 млн тонн, отметил Владимир Кочуров. Недозагружен и порт в районе нефтебазы: вместо возможных 6 млн тонн в год он перерабатывает чуть более 3 млн тонн. В целом морским портом Архангельска перерабатывается в год около 5 млн тонн грузов, а это лишь 45% от возможных объемов.
Причин низкой загруженности Архангельского порта много: от природных условий, которые значительно сокращают сроки навигации, до устаревшей портовой инфраструктуры, требующей модернизации. Однако главная причина непривлекательности порта, по мнению экспертов, - высокие портовые сборы, вызванные необходимостью ледокольного обеспечения.
«Ежегодно на ледовую проводку тратится 130 млн рублей, - отметил директор Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» Николай ПРАВИЛОВ. - Это при условии, что зима не суровая и нам не приходится арендовать атомоходы или дизельные ледоколы».
По мнению специалистов, необходимо уравнять ставки портовых сборов для всех портов России, тогда и Архангельск станет привлекательным для грузоперевозчиков.
Лесопромышленникам порт не по карману
По словам Николая Правилова, компании, транспортирующие грузы в другие страны, от портовых сборов теряют не много, но для архангельских лесопромышленных предприятий сегодняшние ставки портовых сборов - очень тяжелая ноша. Неудивительно, что многие из них практически перестали экспортировать лес через родной порт. Лесопромышленникам гораздо выгоднее переправлять лес в контейнерных вагонах по железной дороге к Черному морю или на Балтику.
Губернатор Архангельской области Илья МИХАЛЬЧУК поручил Росморпорту совместно с департаментами администрации области рассчитать, насколько могут быть снижены портовые сборы.
«В области всего 23 лесопромышленных предприятия работают на экспорт. В условиях мирового финансового кризиса мы должны максимально их поддержать, иначе регион рискует потерять промышленность», - заявил губернатор.
В свою очередь Николай Правилов отметил, что на время кризиса нужно работать с предприятиями в индивидуальном порядке. «Для более богатых портовые сборы могут быть несколько выше, для бедных на каком-то этапе - ниже», - предположил чиновник.
Дноуглубление не окупится?
Впрочем, многих транспортников куда больше волнует вопрос низкой пропускной способности Архангельского порта. «Портовые сборы в Архангельске действительно самые высокие в стране, но, кроме того, существуют серьезные ограничения по проходу крупнотоннажных судов, - подчеркнул Владимир Кочуров. - Архангельский порт может принимать суда осадкой не более 9,2 метра и длиной до 175 метров, и то только до района Экономия, другие районы порта имеют еще большие ограничения».
Это не дает возможности обслуживать более крупные сухогрузы и танкеры, а значит, по определению, несмотря на ставки портовых сборов, делает Архангельский порт непривлекательным для значительной части грузоперевозчиков.
«Архангельская нефтебаза и «Роснефть» строят танкеры грузоподъемностью около 30 тысяч тонн, и для привлечения грузопотока нефтепродуктов они должны работать в полной загрузке, - говорит Владимир Кочуров. - Поэтому крайне важно провести дноуглубительные работы, чтобы в порт Архангельск могли заходить суда с осадкой до 10 метров. Это позволит принимать суда грузоподъемностью до 30 тысяч тонн. Для проведения дноуглубления потребуются большие финансовые затраты, но, уверяю, они окупятся с лихвой, когда порт начнет принимать крупнотоннажные суда».
Однако, по словам Николая Правилова, для проведения дноуглубительных работ необходимы не просто большие, а очень большие средства. «Речь идет минимум о миллиарде рублей, - подчеркнул он. - К тому же провести дноуглубление недостаточно, нужно реконструировать все причалы. Ведь они рассчитаны на суда со осадкой не более 9,2 метра».
По мнению Николая Правилова, несмотря на расширение сети железных дорог, вряд ли грузопоток в Архангельск возрастет настолько, что сможет окупить такие затраты.
Тем более что реализация проекта строительства железнодорожной магистрали Белое море - Коми - Урал («Белкомур»), на который область возлагала так много надежд (чиновники заявляли, что предприятия Зауралья готовы отгружать на Архангельск более 30 млн тонн в год различных грузов. - Прим. автора), остановлена до 2015 года.
Напомним, строительство железнодорожной магистрали «Белкомур», призванной соединить регионы Сибири и Урала с северными портами, началось в 1996 году, но из-за нехватки финансирования оно приостановлено в 2002 году. «Белкомур» сокращает дальность пробега железнодорожных составов на 800 км.
«Белкомур» - перспектива отдаленная, - согласен Владимир Кочуров. - Но сейчас РЖД проводятся работы по восстановлению целого ряда разъездов и их удлинению. В планах - электрификация дороги на участке Обозерская - Архангельск. Это позволит значительно увеличить пропускную способность железной дороги в направлении на Архангельск и обеспечит загрузку основного грузового района порта Экономия».
Остановите рост тарифов!
Впрочем, по мнению заместителя генерального директора ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» Алексея ЮДИНА, в сложившейся ситуации говорить об увеличении грузооборота Архангельского порта в ближайшее время не приходится, нужно думать, как сохранить хотя бы имеющиеся объемы.
«С 1 января 2008 года портовые сборы в Архангельске поднялись почти вдвое. Железнодорожный тариф растет ежегодно, и с нового года его опять планируется повысить на 20%. Наивно предполагать, что Архангельск при существующих тарифах может конкурировать с другими регионами», - считает Алексей Юдин.
По его мнению, Архангельску просто необходимо снижать портовые сборы. Но при этом нужно обращаться не к ГУП «Росморпорт», а выходить с предложением изменить порядок взимания сборов напрямую в Правительство РФ.
«На уровне Росморпорта ситуация с портовыми сборами решиться не может, потому что ставки устанавливает Правительство РФ, - поясняет Алексей Юдин. - Расчет прост: фактические затраты порта делятся на его грузооборот. В такой ситуации большие порты-монополисты - Санкт-Петербург или Мурманск - автоматически подминают под себя такие порты, как Архангельск».
Кроме того, по мнению нефтяника, власти должны хотя бы на время финансового кризиса приостановить рост тарифов на железнодорожные перевозки, поскольку в ситуации общего снижения цен на топливо должна сократиться их себестоимость.
Фото Алексея Липницкого.