Ирина ФОКИНА. ФОто Алексея Липницкого | 02.02.2017 12:46:40
Каждый год уборка улиц Архангельска от снега превращается в бедствие городского масштаба и приводит к скандалам во властных кабинетах. Практика показывает: на ситуацию не влияет ни опыт подрядчиков, ни количество техники, ни объем средств из бюджета, выделенных на сезонное содержание дорог. Администрация областного центра до сих пор не может найти камень преткновения, который не дает нам выбраться из снежных завалов. И вот очередная попытка: к 7 февраля глава города Игорь ГОДЗИШ поручил чиновникам разработать план мобилизации ресурсов и координации работ....
Муниципальный конкурс на сезонное содержание дорог зимой 2016-2017 годов выиграло опытное предприятие ЗАО «АГСУМ», которое сразу же заключило контракты с субподрядными организациями, тоже работающими в Архангельске далеко не первый год и обладающими необходимой техникой. В итоге расстановка сил на сегодняшний день такова: генподрядчик непосредственно занимается северной частью города – Октябрьским, Соломбальским и Маймаксанским округами. На юге – в Майской Горке, округах Ломоносовском и Варавино-Фактория − работает МУП «Архкомхоз». ОАО «Ремикс» убирает от снега дороги Северного округа и внутриквартальные проезды Соломбалы, а ООО «Помордорстрой» − Окружное шоссе и Левобережье.
Казалось бы, ситуация 2015 года, когда генподрядчиком стало малоизвестное ООО «Архинвестпроект», аффилированное с депутатом городской Думы Олегом ЧЕРНЕНКО, не имевшее ни средств, ни техники на выполнение такого объема работ и, как следствие, не справившееся со своими обязанностями, повториться не может. Но снежный коллапс все-таки произошел.
На посвященное этой проблеме внеплановое совещание, прошедшее в Думе 27 января, многие пришли с «ощущением катастрофы» и не владея ситуацией. Обстановка была известна только в общих чертах. Дороги первой категории – проспект Троицкий, улица Воскресенская – в удовлетворительном состоянии, но стоит с них свернуть, и попадаешь в снежный хаос, где, как в классическом стихе, «смешались в кучу» «железные кони», люди... Дороги второй категории (такие, например, как улицы Садовая и Логинова) превратились в однополосные, на пешеходных переходах и в автобусных «карманах» – черная наледь и рыхлый снег, а во дворах способны проехать только внедорожники.
«На сегодняшний день выпал 51 мм осадков при средней норме в 33 мм. Техника, всего около 90 единиц, в первую очередь направлена на дороги первой и второй категории, с них осуществляется вывоз снега. Мы запрашивали средства из бюджета на дороги третьей категории и внутриквартальные проезды, но денег нам не дали. И, кстати, отчисления на уборку снега по сравнению с прошлым годом сокращены на 80 млн рублей (с 360 до 280 млн. – Прим. ред.)», − уточнил заместитель директора департамента городского хозяйства Никита КРИВОНКИН.
Для вывоза снега с внутриквартальных и дворовых проездов дополнительно требуется 800 млн рублей.
Оптимизма не прибавил и начальник отдела ГИБДД по городу Архангельску Андрей ЯХЛАКОВ: этой зимой в ДТП с сопутствующим «снежным» фактором пострадали уже около 40 человек. Поделился он и своим мнением по поводу особенно проблемных для уборки снега участков – парковок. Сейчас в Архангельске активно используется практика установки временных предупреждающих знаков, и автомобили, их проигнорировавшие, увозятся эвакуатором. А вот с постоянными знаками «Стоянка запрещена по четным / нечетным числам» в городе проблема: таких почти нет, несмотря на то, что они могли ли значительно облегчить процесс уборки снега, в том числе и на внутриквартальных территориях. Как отметил Андрей Яхлаков, устанавливать знаки должен собственник дороги, то есть в большинстве случаев муниципалитет.
Депутаты выразили возмущение по поводу того, что не весь город очищается подрядчиками от снега, и обвинили в этом «АГСУМ», уже и так получивший две претензии от департамента городского хозяйства, за которые предприятие понесет административное наказание в виде штрафа. Ситуацию коллегам пояснил Сергей МАЛИНОВСКИЙ. «Вы сейчас говорите об объектах, которые на самом деле в контракте «АГСУМа» не фигурируют, − подчеркнул генеральный директор «Ремикса». – Они «ничейные» – в этом-то все дело. До сих пор нет четкого разделения территорий на те, за которые отвечает муниципалитет, за которые – районные администрации и за которые – управляющие компании. Такого документа просто не существует».
Выходит, администрации города нужно решить уравнение с несколькими переменными: определить объекты, принадлежащие области (в зоне ответственности регионального министерства имущественных отношений - территории Архангельска, не принадлежащие никому другому, однако в бюджете субъекта средства на очистку их от снега не предусмотрены), муниципалитету, районам, управляющим компаниям и ТСЖ, таким образом, чтобы в сумме получился город, где сугробы убирают не только на главном проспекте, но и в каждом дворе.
В поисках решения председатель постоянной комиссии по вопросам городского хозяйства Дмитрий АКИШЕВ заявил, что каждый квадратный метр площади должен иметь своего ответственного за уборку. Для реализации этой идеи он предложил перенять опыт финского города Оулу - побратима Архангельска. Там создан развитый сектор малого бизнеса, специализирующегося на уборке снега, что гарантирует здоровую конкуренцию. Каждый предприниматель отвечает за своей участок города и должен выполнять строгие требования по очистке улиц, чтобы остаться на плаву.
Участники совещания сошлись во мнении, что самой проблематичной территорией остаются внутриквартальные и дворовые проезды.
«Внутрикварталка» брошена, − считает Сергей Малиновский. − Сегодня только пять управляющих компаний из 96 имеют договоры с предприятиями разных форм собственности на механизированную очистку своих дворов и вывоз снега».
Остальные УК объясняют свое бездействие тем, что заведуют только самими домами и участками строго под ними – ни метра в сторону. Тем не менее, по словам Никиты Кривонкина, собственники жилых помещений платят за содержание прилегающей к дому территории и имеют право требовать у управляющей компании чистоту во дворе. Влиять на организации, пренебрегающие этими обязательствами, можно с помощью административных наказаний: размер штрафа - около 50 тысяч рублей.
«Давайте попросим департамент городского хозяйства подготовить документ, где на карте разграничивались бы территории, которые закреплены за муниципалитетом и которые не закреплены, − предложил Сергей Малиновский. − На основании материалов обратимся к главе с двумя вариантами решения вопроса. Первый - незакрепленные участки взять на баланс города. Но мы должны понимать: в этом случае на город ляжет не только очистка от снега, но и ремонт и содержание дорог, на что придется изыскивать деньги. Второй - через суд или каким угодно другим способом обязать управляющие компании в зимний период выполнять работы по уборке снега с прилегающих к домам территорий».
В свою очередь, Никита Кривонкин заявил, что паспортизация муниципальных дорог уже ведется и в результате должен появиться полный их перечень. Правда, участники совещания не восприняли это сообщение всерьез, поскольку неизвестно, когда этот процесс даст свои плоды. «Он идет, а куда идет, никто не знает», − заключил депутат Сергей ПОНОМАРЁВ.