Беседовал Андрей Сахаров. Фото: Алексей Липницкий | 10.04.2015 05:07:47
Председатель постоянной комиссии по экономике, собственности и предпринимательству Архангельской городской Думы Александр ФРОЛОВ рассказал «БК» о строительном буме, своем видении работы сити-менеджера и решения проблем малого бизнеса в областном центре.
- Александр Михайлович, недавно в интервью «БК» бизнес-омбудсмен Николай ЕВМЕНОВ упомянул, что в правилах землепользования и застройки Архангельска есть потенциально коррупционные ограничения: если участок меньше 400 кв. м, то без отдельного согласования с мэрией отклонений от «предельных параметров» на нем ничего не построить. Поясните, пожалуйста, что это за нормы?
- Я бы не назвал это ограничениями. Для собственников земельных участков в городе предусмотрено архитектурное согласование строительства, и это нормально. Так указано и в правилах землепользования. В данном случае муниципалитет оставляет для себя возможность контролировать застройку, но не более того. Есть условно-разрешенные виды использования земли — тогда требуется проведение процедуры публичных слушаний. Есть возможность купить участок под любой вид строительства в зонах перспективной застройки через аукцион, и это, кстати, большой плюс. По моему опыту, предприниматели чаще говорят о проблемах с подключением к инфраструктурным сетям.
- И есть какие-то подвижки в их решении?
- Много было обращений по подключению новостроек к инфраструктуре МУП «Водоканал». Этот вопрос, считаю, решен: агентство по тарифам и ценам Архангельской области утвердило тарифы на подключение, согласована с правительством региона инвестиционная программа «Водоканала».
С «Архэнерго» сейчас ситуация стабильная: новые объекты принимаются. Правда, на протяжении нескольких лет многие застройщики за свой счет делали подстанции (равно как и теплотрассы). И теперь энергоснабжающим организациям приходится их «дублировать», потому что не получается договориться с владельцами имеющихся частных мощностей. Определенные неудобства в таких случаях возникают. Есть и еще один негативный момент: тарифы на подключение к центральной сети теплоснабжения за два года поднимались несколько раз, причем существенно. Кроме того, застройщиков не устраивают растянутые сроки подключения новостроек к инфраструктуре.
- Сейчас предприниматели особенно активно пользуются преимущественным правом выкупа муниципальной недвижимости, находящейся в аренде…
- Люди боятся потерять арендуемые площади, поэтому стараются выкупить их до 1 июля 2015 года, когда закончится срок действия этой меры госсподдержки. Хотя в Архангельске вряд ли будет наблюдаться большой ажиотаж: такой собственности у города осталось мало.
- Как, по вашему мнению, завершится история с приватизацией кинотеатра «Русь»? Арендаторы считают, что предлагаемая цена порядка 200 млн рублей неподъемна.
- Здесь дело не в цене, а в «неформатности» объекта. Здание «Руси» морально устарело и не «выживет» только из ностальгии по советским временам. В нынешнем виде использовать его, особенно только в качестве кинотеатра, - малорентабельное занятие: окупаемость всегда будет минимальной. Кинотеатры сегодня с выгодой работают как развлекательные «приложения» в крупных торговых центрах. Такие здания, как «Русь», все же придется со временем сносить и строить на их месте новые объекты.
- Есть и такая точка зрения, что в кризис, возможно, не стоит спешить с приватизацией муниципальных «излишков» недвижимости по невысоким ценам: все-таки сдача в аренду — тоже доход.
- Не согласен. Все страны с налаженной экономикой живут с уплаты земельных и имущественных налогов.
- Во многих странах, кстати, земля под застройку продается, как сказали бы у нас, по нулевой ставке, а бюджеты пополняются за счет долгого жизненного цикла новостройки.
- В таком подходе имеется свой резон, но если есть несколько соискателей на земельный участок, то почему бы муниципалитету не заработать на аукционе? А главное, это будет справедливый подход. В городе и так многое было роздано за бесценок. Тем не менее я думаю, что можно предусмотерть возможность выделения участков и без аукциона, если планируется производственная застройка.
- А какие производства можно разместить в Архангельске?
- Не гигантские... Это могут быть, к примеру, небольшие производства, рассчитанные на традиционные промыслы.
- Вас знают не только как депутата, но и как представителя одной из крупнейших в городе компаний-застройщиков. Как вы относитесь к многочисленным суждениям о том, что в Архангельск чересчур много торговых центров?
- Избыток торговых площадей есть, но качественных торговых центров, я считаю, мало. Кроме того, сейчас арендаторы массово съезжают, поэтому владельцы коммерческих площадей снижают расценки и задумываются о перепрофилировании ТЦ. Думаю, рынок сам все отрегулирует.
- Строительная отрасль в целом может сегодня стать хребтом экономики города?
- Пока, наряду с торговлей, это и есть главный локомотив экономики Архангельска. В этом плане город сделал серьезный шаг вперед. Сегодня в Архангельске строительный бум, как во времена ХРУЩЁВА или первого секретаря Архангельского обкома КПСС Бориса ПОПОВА.
- Ваши коллеги из областного Собрания отправили обращение к первому заместителю председателя Правительства РФ Игорю ШУВАЛОВУ: в нем перечислены двадцать два предложения, направленные на сохранение малого и среднего бизнеса в России. Например, о сокращении размеров страховых взносов для небольших компаний до 14% от фонда оплаты труда. Инициативы интересные?
- Скажу больше: даже если хотя бы часть их учтут, это будет революция! Стратегически важно, в частности, чтобы в ближайшие несколько лет федеральный центр и область не меняли налоги. Вот в 2015 введен налог на имущество в расчете от кадастровой собственности. Когда его начнут собирать, многие предприниматели столкнутся с проблемами. Кадастровая стоимость собственности зачастую сильно завышена, а закрепленное законом судебное разрешение возможных споров — тяжелое бремя для представителей малого бизнеса. Несколько лет назад была с заметными перекосами проведена кадастровая переоценка земли: чтобы заключить этот процесс в цивилизованные рамки, пришлось годы потратить на тяжбы. И пока предприниматели судились, им приходилось платить, по существу, завышенные налоги.
- После окончания полномочий действующего мэра Виктора ПАВЛЕНКО, исполнительную власть в городе возглавит наемный менеджер. Как изменится роль депутатов вашего созыва?
- Думаю, статус городской Думы значительно возрастет.
- По идее, чтобы не пустить городскую жизнь на самотек, депутаты должны жестко контролировать сити-менеджера.
- Конечно. Но самое главное - найти адекватную задачам сити-менеджера фигуру. В противном случае, работать будет очень сложно. Имеющийся в Архангельской области подобный опыт, например в Мирном, говорит, что если управленец не соответствует уровню власти, начинаются конфликты. Региональным центром должен управлять человек, готовый взять на себя огромный объем серьезной работы. Однако с кадрами негусто: об этом говорят все. Может быть, стоит пригласить опытного менеджера из другого региона. Такого тоже исключать нельзя.
Кризисные явления будут аукаться еще долго. Полагаю, придется постоянно, на каждой сессии, в ручном режиме корректировать бюджетную политику. Я являюсь депутатом городской Думы уже нескольких созывов и прекрасно помню времена, когда мэр приходил на работу через черный вход, так как на площади протестовали люди, требующие выплаты зарплаты. Не хотелось бы повторения такой ситуации. Значит, надо постоянно держать руку на пульсе жизни Архангельска и нормально пройти этап переформатирования исполнительной власти.