Текст: Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Алексей Липницкий | 15.02.2013 04:50:02
В Архангельской области в первом чтении принят законопроект, регулирующий правоотношения в сфере утилизации производственных и бытовых отходов. Другими словами, область наконец-то воспользовалась возможностью, данной федеральным законодательством еще 15 лет назад, — контролировать источники загрязнений и отслеживать их воздействие на окружающую среду.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» утвержден в июне 1998 года. С тех пор аналогичные региональные законы «с привязкой к местности» разработаны в 30 субъектах РФ, включая наших ближайших соседей — Мурманскую, Вологодскую, Кировскую области. Выдержав паузу, Архангельская область последовала их примеру, не очень представляя при этом, какие задачи должен решать новый закон.
По крайней мере, в ответах министра природных ресурсов и ЛПК Сергея ШЕВЕЛЕВА на многочисленные замечания депутатов было гораздо больше статистики, чем каких-либо намеков на стратегию.
За год количество отходов, «генерируемых» предприятиями региона, увеличилось в 4,6 раза, в основном за счет активизации производств по добыче полезных ископаемых. Второе место с огромным отрывом занимают целлюлозно-бумажные комбинаты, третье — обработчики древесины механическим способом.
Лишь около 7% от общего объема отходов используется в качестве вторичного сырья или энергетического ресурса, обезвреживается 0,03%. В создании несанкционированных свалок никто из крупных производителей не замечен: практически 100% отходов остаются на территориях предприятий — судя по официальным справкам, для последующего захоронения.
Как таковых полигонов для твердых бытовых отходов в Архангельской области всего семь — в Новодвинске, Северодвинске, Коряжме, Котласе, Мирном, Яренске и Плесецке. Их эксплуатация согласована с Роспотребнадзором. Городская свалка Архангельска в этот список не входит. Тем не менее, по информации авторов областного закона, основные требования к ее содержанию соблюдаются, ведется регулярный лабораторный контроль.
Система централизованного сбора и сортировки мусора у нас так и не прижилась. Бизнес, связанный с переработкой отходов производства и потребления, непопулярен из-за обилия административных барьеров.
Принятый на февральской сессии областного Собрания депутатов в первом чтении законопроект обяжет все муниципальные образования разработать генеральные схемы очистки населенного пункта, по возможности сортировать мусор. Отдельно оговаривается алгоритм утилизации строительного мусора: его «производители» отныне должны не только завести отдельные контейнеры для досок, коробок, лома, бетона и пр., но и заключить договор с компаниями, специализирующимися на транспортировке и обезвреживании отходов, либо заниматься этим самостоятельно.
Правда, многие нормы носят лишь рекомендательный характер — их закрепление остается на усмотрение местной власти. В частности, за городскими администрациями оставлено законодательное право определить порядок обращения с отходами древесных производств, уборки мусора с территорий гаражных кооперативов и дачных товариществ.
Создается региональная государственная информационная система — областной кадастр: в реестры с набором данных о размещении и использовании отходов будут включены и организации-«загрязнители», и компании, занимающиеся сбором мусора.
Проект областного закона поддержан большинством депутатов, несмотря на вполне рациональные контраргументы. Виктор ЗАРЯ, Елизавета СОБОЛЕВА, Валентина ПОПОВА, Надежда ПАВЛОВСКАЯ, Александр НЕЧАЕВ — каждый на своем примере говорили о том, что реальные потребности и возможности муниципалитетов учтены в данном случае по остаточному принципу. По словам Валентины Поповой, мусор с островов в черте Архангельска вывозится, мягко говоря, нерегулярно, пожары с характерным запахом на полулегальных свалках давно стали обычным явлением. Как отметила Надежда Павловская, Вельск буквально завален отходами ЛПК. Механизмы бюджетного финансирования новых полномочий муниципалитетов непонятны.
Сергей Шевелев ограничился замечанием о том, что в Архангельске порой «действительно дышать нечем», но закон дает местным органам власти права, которые стоит использовать.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр НЕЧАЕВ, депутат Архангельского областного Собрания, генеральный директор ООО «Севзапдорстрой»:
- Я строю дороги и с проблемой нехватки полигонов для ТБО в области сталкиваюсь постоянно. Их отсутствие в нормальной транспортной доступности во многих районах заставляет нас возить отходы на очень большие расстояния, что сопряжено с дополнительными расходами.
«Старый» асфальт, кстати, мы снимаем, перерабатываем и снова пускаем в дело. Предприятие следует всем принципам экологической ответственности бизнеса, но здесь речь идет скорее об элементарной производственной эффективности. Мы вторично используем материал — это дорого, но дешевле, чем приобретать новый.
Рассчитываю, что ко второму чтению наши замечания по проекту областного закона будут учтены. Вряд ли я вас удивлю, сказав, что, общаясь с населением, слышу вопросы про состояние экологии не реже, чем про проблемы ЖКХ и те же дороги. Люди ездят по миру, посещают страны Евросоюза — им есть с чем сравнивать. В Архангельской области — 364 свалки. А свалка — это бесхозные отходы, которыми по факту никто не занимается.